России интереснее ЕврАзЭС, чем СНГ

Председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов в эксклюзивном интервью "Yтру" назвал приоритетные направления сотрудничества России со странами Содружества




Эксклюзивное интервью с председателем комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадимом Густовым.

"Yтро": Вадим Анатольевич, каковы, на Ваш взгляд, приоритетные направления сотрудничества России со странами СНГ?

Вадим Густов: Первой и главной задачей является развитие ЕврАзЭС. Создание таможенного союза - стратегическая задача. Все документы надо подписать и ратифицировать до конца года, а до 2009 г. постараться запустить весь механизм. За это время к таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии присоединятся Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В этом случае мы выйдем на границы Советского Союза, что означает колоссальный прорыв. Мощный интеграционный блок с 200 млн населения, колоссальными ресурсами и сырьевой базой позволит выстроить модель, позволяющую прогнозировать развитие с темпами роста ВВП 8 - 10% в год.

Вторая задача России - интенсивно выстраивать двусторонние отношения с Украиной, с которой мы завязаны в нефтегазовом комплексе, транзите и других вопросах.

"Yтро": Но Украину, а также пока формально остающуюся в составе СНГ Грузию приглашают в НАТО.

В.Г.: В ситуации с Грузией, безусловно, превалирует политический момент - вместо российских баз туда приходят базы НАТО. Тбилиси уже не первый год пляшет под дудку Вашингтона. А вот зачем НАТО Украине? Вступив в Альянс, она больше потеряет, чем приобретет, прежде всего, в экономическом плане. Так, Украина должна будет прекратить практически все поставки всех комплектующих для ВПК России - это несколько тысяч позиций почти на $700 - 800 млн в год. Разрушение ВПК Украины - ракетостроения, судостроения, танкостроения, авиационной и космической отраслей и т.д. - приведет к появлению нескольких миллионов безработных. Американцы обещают помочь инвестициями, но это всего лишь слова.

"Y": Должна ли Россия более решительно поддерживать своих граждан в СНГ, в том числе в самопровозглашенных республиках?

В.Г.: В связи со взрывоопасным характером обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта в настоящее время нужно принять срочные меры, чтобы предупредить новый виток противостояния. В первую очередь нужно возобновить переговоры между Грузией и Южной Осетией в формате СКК с возможной одновременной активацией их прямого диалога.

Для снятия напряженности в регионе нужно строго придерживаться соглашений и договоренностей, а также относящихся к Кодорскому ущелью положений резолюции 1716 Совбеза ООН, требующих вывода грузинских вооруженных формирований. Россия, со своей стороны, последовательно выступает за скорейшее принятие конфликтующими сторонами документов о невозобновлении военных действий и гарантиях безопасности.

Что касается приднестровского урегулирования, то здесь актуальна разработка особого гарантированного статуса Приднестровья при сохранении территориальной целостности Молдовы. В условиях, когда речь идет об отказе от ранее выработанных в ходе переговоров предложений и компромиссов, Россия стремится убедить участников этого процесса (Украину и ОБСЕ) и наблюдателей от США и ЕС в необходимости отказаться от порочной практики ультиматумов, игнорирования законных интересов конфликтующих сторон. Выход на взаимоприемлемое решение возможен лишь при условии равноправного диалога между Молдавией и Приднестровьем.

"Y": Москву принципиально не устраивает "неколлективный" характер ПРО США в Европе. В какой форме Россия может ответить на этот вызов?

В.Г.: Идеи размещения, например, в Грузии и на Украине элементов ПРО противоречат подходам по безопасности, которые продвигает Россия. Поэтому мы подчеркиваем необходимость решать подобные вопросы коллективно, не на основе старой схемы времен холодной войны, когда всех пугали советской угрозой. Сейчас угрозы у всех общие - борьба с международным терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью и наркотрафиком.

Аргументы американцев в пользу своего варианта размещения вариантов ПРО практически вдоль границ с Россией якобы для борьбы с рисками потенциальных ракетных запусков из Ирана неубедительны. Говоря о возможных ответных действиях - с российской стороны может последовать только политический или военный ответ. По мнению российских военных специалистов, у нас есть адекватные шаги на размещение американского радара на Кавказе. Российская система С-400, дальность стрельбы которой превышает 400 км, обеспечивает решение необходимых задач военно-космической обороны на этом направлении.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей