Иран лишился ядерного блеска

На то, чтобы уладить "иранский вопрос" по-хорошему, у мирового сообщества есть еще четыре - шесть лет. А сегодня у ИРИ нет ни атомной бомбы, ни возможностей ее создания, заявили эксперты МАГАТЭ


ФОТО: AP



Гордое заявление Махмуда Ахмадинежада о выводе обогащения урана на промышленный уровень - не более чем очередной пропагандистский лозунг. Такое мнение высказали специалисты Международного агентства по атомной энергетике. Эксперты подвергли сомнению не только способность Ирана производить достаточное количество ядерного топлива, но и существование в стране необходимых мощностей для его выработки.

Представитель МАГАТЭ Мелисса Флеминг, выступив по берлинскому радио, сказала, что Исламская Республика не имеет ни атомной бомбы, ни возможностей создать ее в ближайшие годы. А заместитель генерального директора агентства Бруно Пеллау назвал Ахмадинежада "большим лжецом". При современном уровне развития иранской атомной энергетики слова президента ИРИ звучат так же, как если бы "Швейцария объявила о выпуске новой марки автомобилей, сконструировав единственный велосипед", сказал второй человек в МАГАТЭ.

Агентство призывает мировое сообщество повременить с силовыми методами решения "иранского вопроса" и приложить максимум усилий к урегулированию проблемы дипломатическими средствами. На мирный диалог с Тегераном у Запада есть еще четыре - шесть лет, в течение которых Иран будет ядерной державой исключительно в фантазиях своего президента.

Между тем многие эксперты сходятся во мнении, что никакая ядерная бомба Ирану вовсе не нужна. По словам российского специалиста Георгия Мирского, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН, "ее просто не на кого сбрасывать - США далеко, а в Израиле жертвами могут стать не только евреи, но и арабы". В таком случае, возможная цель Ахмадинежада и его атомщиков - достижение уровня "пятиминутной готовности", когда бомбы нет, но до превращения атома в оружие только один шаг: "Это позволит иранскому руководству добиться небывалого авторитета в глазах населения страны, занять доминирующие позиции в мусульманском мире и диктовать свои условия Западу".

Иранцы на разоблачительные выпады МАГАТЭ реагируют в своей обычной манере. "Если их сомнения верны, то почему они так обеспокоены?" - спрашивает секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Лариджани и утверждает, что "некоторые суждения, появившиеся в СМИ, являются неверными".

Лариджани заявил, что Иран имеет общие интересы с Россией и готов начать переговоры с Евросоюзом, основанием для которых станут его встречи с Хавьером Соланой 10 - 13 апреля. А в качестве очередной гарантии мирных помыслов Тегерана секретарь иранского ВСНБ на этот раз предоставил мнительным европейцам свои уверения, что Иран не заинтересован в выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. "Мы не считаем ДНЯО хорошим соглашением, - подчеркнул Лариджани. - Подход Запада должен быть таким, чтобы договор не стал бесполезным".

Выбор читателей