К Воину-освободителю стягивают полицию

В связи с готовящимися раскопками под "Бронзовым солдатом" власти Эстонии объявили мобилизацию полицейских по всей стране. Похоже, что монумент не спасет и нота протеста, которую МИД РФ вручил эстонскому послу




Страсти вокруг сноса памятника советским воинам на холме Тынисмяги в центре Таллина накаляются с каждым днем. Чем ближе дата начала раскопок под "Бронзовым солдатом" и День Победы, тем напряженнее становится обстановка в эстонской столице. Так, если верить местной газете Eesti Pevaleht, по всей стране объявлена мобилизация полицейских: их отзывают из отпусков обратно на службу.

Как отмечает издание, экстренные меры эстонских властей могут быть связаны с готовящимся демонтажом Воина-освободителя. Именно по этой причине сегодня в Таллин стягиваются дополнительные силы правоохранительных органов, в том числе - из Центральной криминальной полиции, сообщает газета.

Между тем в минувший уик-энд защитники монумента, проигнорировав запрет полиции, провели у памятника акцию протеста "За толерантность и диалог!" и возложили цветы к подножию "Бронзового солдата". По данным правоохранительных органов, на холме Тынисмяги собрались 150 человек, однако эстонские СМИ пишут как минимум о 300 участниках. В свою очередь, корреспондент "Росбалта", присутствовавший на месте события, считает, что с учетом "проходимости" в акции приняли участие более 500 человек. Как бы то ни было, мероприятие прошло спокойно: люди просто общались друг с другом и обсуждали дальнейшую судьбу монумента.

"Полиция в субботу запретила проведение зарегистрированного пикета у монумента Часы Свободы, недалеко от "Бронзового солдата", однако люди идут к памятнику, чтобы показать властям, что им небезразлична его судьба", - рассказал Дмитрий Линтер, один из лидеров общественного движения "Ночной дозор", которое выступает против сноса памятника советским воинам. По его словам, сотрудники правоохранительных органов вели себя спокойно и к середине дня никаких инцидентов не произошло. "Недалеко от памятника стоят автобусы с полицейским спецназом, - сообщил он в минувшее воскресенье. - Несколько полицейских находятся через дорогу от памятника, у церкви Каарли, и наблюдают за происходящим".

Вместе с тем Линтер подтвердил, что в Таллин стягиваются дополнительные силы полиции. По его данным, к настоящему моменту уже сформирован отряд из северо-восточной Эстонии, в состав которого вошли русскоязычные блюстители порядка. Присутствие этих полицейских, по идее Министерства внутренних дел страны, должно деморализовать защитников монумента, в числе которых также преимущественно русскоязычные жители Эстонии, отметил Линтер.

В свою очередь, один из наиболее активных на сегодня русских политиков и общественных деятелей в Эстонии - известный публицист, выступающий в защиту Воина-освободителя, Дмитрий Кленский - в интервью "Росбалту" отметил, что на приглашение "возложить цветы к подножию памятника" народ откликнулся, несмотря на начало дачного сезона. "Это говорит о том, что многим жителям Таллина небезразлична судьба памятника, - сказал он. - И это свидетельствует о том, что нынешнее правительство и политическая элита Эстонии действуют вопреки воле народа.

По словам Кленского, "люди проявляют пессимизм и уныние, ощущая полную свою беспомощность и невозможность изменить ситуацию". "Скоро 9 Мая, и люди уже чувствуют, что обещание властей снести памятник, а прежде огородить сквер и начать раскопки для перезахоронения останков погибших советских воинов - это вот-вот станет реальностью, - заявил он. - Атмосфера в обществе накаляется, чему немало, как и прежде, способствуют совершенно безответственные шаги и заявления со стороны власть имущих. Я сам уже видел несколько записок у памятника: "Прости нас, солдат!".

Тем временем эстонский министр обороны Яак Аавиксоо заявил, что Таллин и Москва должны заключить договор об охране воинских захоронений. В опубликованном в понедельник интервью газете Postimees он подчеркнул, что в области обороны "для Эстонии важны добрососедские и взаимовыгодные отношения с Россией". "Мы ценим предыдущее сотрудничество в области обороны, но должны отметить, что контакты были редкими", - заявил Аавиксоо. Кроме того, глава оборонного ведомства признался, что в решении проблемы Воина-освободителя предпочитает руководствоваться этическими принципами.

"Я думаю, что в данной ситуации недостаточно только ссылаться на законы, здесь нужно нечто большее, - заявил Аавиксоо. - Я исхожу из этического принципа, что все участники должны относиться к процессу так, будто погибшие - их собственные родственники. Поэтому мне кажется, что лучшее место для упокоения погибших воинов - это военное кладбище. Я не считаю правильным отделять захоронение и памятник, поставленный на могиле. В то же время не будем забегать вперед. Комиссия по воинским захоронениям свое мнение высказала, все последующее зависит от результатов раскопок и идентификации".

Реакция российской стороны не заставила себя ждать. Сегодня Министерство иностранных дел РФ вручило послу Эстонии в Москве Марине Кальюранд ноту, в которой выразило "решительное несогласие с намерением правительства Эстонии приступить к эксгумации останков советских воинов". В этом документе также содержится "призыв к эстонским властям отказаться от планов по переносу памятника и захоронения, направленных по сути на пересмотр роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом во Второй мировой войне и противоречащих не только нормам международного права, но и элементарным принципам человеческой морали и гуманизма".

"При этом внимание эстонской стороны было обращено на то, что дочери одного из захороненных у монумента Солдату-освободителю бойцов, капитана И.М. Сысоева, обратились к президенту Эстонии Т.Х. Ильвесу с просьбой не допустить, чтобы был потревожен покой их отца и других воинов, погребенных на Тынисмяги, - говорится в сообщении департамента информации МИД РФ. - Ими также подан соответствующий иск в Административный суд Таллина". Как указывается в ноте, "российское внешнеполитическое ведомство рассчитывает, что эстонские власти воздержатся от действий, которые будут иметь самые серьезные последствия для отношений между Россией и Эстонией".

Нам же остается напомнить, что, согласно закону о воинских захоронениях, с 25 апреля Министерство обороны Эстонии может начать раскопки могил воинов, павших в борьбе с фашизмом и захороненных на мемориальном комплексе "Бронзовый солдат" на Тынисмяги. Планируется, что останки будут перезахоронены на одном из столичных кладбищ в течение двух недель. При этом все, что касается демонтажа Воина-освободителя, в Эстонии объявлено государственной тайной.

Комментируя готовящиеся под "Бронзовым солдатом" раскопки, заместитель председателя Госдумы РФ Владимир Катренко назвал действия эстонских властей "непонятными". "Последние события стали оскорбительной пощечиной для всех ветеранов Второй мировой войны, - говорится в официальном сообщении его пресс-службы, поступившем в редакцию "Yтра". - Эстонские власти рискуют остаться в истории как гробокопатели, нарушившие покой солдат, отдавших свои жизни за освобождение этой прибалтийской республики от коричневой чумы. Сейчас мы наблюдаем настоящий вандализм, на который дано официальное добро. Мне стыдно за наших соседей, которые не нашли ничего лучше, как глумиться над павшими. Особо кощунственно проведение раскопок накануне величайшего праздника - Дня Победы. Из-за действий эстонского руководства ветераны даже не смогут выполнить свой традиционный ритуал: пройти к памятнику Воину-освободителю и возложить цветы в память об ушедших товарищах".

По словам Катренко, "можно не любить русских и Россию, но это низко и недостойно - воевать с памятниками и могилами, оскорбляя память погибших и ныне живущих солдат той страшной войны". "Как сын человека, прошедшего всю войну, считаю крайне опасным происходящую в Эстонии героизацию фашизма, - заявил вице-спикер. - Жаль, что в этом государстве подвергают сомнению подвиг советских солдат, проливших кровь ради свободы* той самой Европы, частью которой считает себя эта прибалтийская страна". Точнее и не скажешь.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей