Ученые обнаружили ген долголетия

Американский исследователи из Института биологических исследований Солка сделали сенсационное открытие: они выявили ген, отвечающий за увеличение продолжительности жизни при низкокалорийной диете

Американский ученый Эндрю Диллин и его коллеги из Института биологических исследований Солка (Salk Institute for Biological Studies) сделали сенсационное открытие: они обнаружили ген, отвечающий за увеличение продолжительности жизни при низкокалорийной диете.

Как сообщает Science Daily, "ключ к долголетию" под названием РНА-4 был найден в круглых червях-нематодах (Caenorhabditis elegans), жизненный цикл которых значительно продлевается при ограничении питания. Исследователи выяснили, что у тех особей, которым удалили этот ген, диета на срок жизни не влияла, однако при повышенном уровне выражения РНА-4 у нематоды наблюдалось увеличение продолжительности жизни - правда, при условии "сидения на диете".

"То, что мы обнаружили этот ген, по сути, дает ответ на вопрос, каким же образом связано долголетие с ограничением питания, - заявил доктор Диллин. - Таким образом, мы, наконец, получили генетическое объяснение молекулярной программы, запускающей механизм долголетия в условиях калорийного голодания".

Отметим, что данный эффект на протяжении нескольких десятков лет подтверждался в опытах с теми же червями, дрозофилами и некоторыми млекопитающими - мышами, собаками и обезьянами, - однако обеспечивающие его биологические механизмы до сих пор оставались неизвестными. По мнению ученых, подобный феномен является своего рода адаптацией, помогающей живым организмам переживать период голодания и дожидаться оптимальных условий для производства потомства. Вместе с тем влияние пониженного потребления калорий на замедление процессов старения у человека, обладающего тремя генами, близкими по структуре к РНА-3, по-прежнему считается неподтвержденным.

Теперь же воодушевленные ученые, чья работа опубликована в последнем номере журнала Nature, собираются исследовать функции генов, аналогичных РНА-3, у других видов животных, и если эти исследования приведут к таким же результатам, это может стать новым доказательством того, что популярные нынче низкокалорийные диеты действительно эффективны. Более того, исследователи не исключают, что изучение биологических механизмов эффекта долголетия рано или поздно приведет к разработке препаратов, продлевающих жизнь без изнурительной "голодовки".