Украина возвращается в тупик

Лидер "Нашей Украины" сообщил, что главным разногласием между НУ, БЮТ и ПР остается неопределенность даты выборов. Однако это не единственное, что может обрушить все достигнутые договоренности




Дата досрочных выборов на Украине, вопреки обещаниям сторон, так до сих пор и не определена. Вчера лидер НУ Вячеслав Кириленко пояснил: стороны на сей счет пока не договорились, но прогноз в целом позитивный: "есть политический диалог между президентом и премьером", и других значимых разногласий, помимо даты, между переговорщиками не существует. Сегодня стороны вновь грозятся огласить некое консолидированное решение по этому поводу. Если этого не произойдет, соответствующее решение может принять Совет национальной безопасности и обороны, о чем ранее предупреждал президент.

"Наша Украина" готова к уступкам в пределах разумного: выборы, сообщил Кириленко, могут быть перенесены с 24 июня на середину июля. Все документы, необходимые для любой даты проведения внеочередных выборов, по его словам, "уже давно готовы" - сегодня они могут быть даже приняты Радой. Зампред партии "Батькивщина" (БЮТ), внефракционный нардеп Иосиф Винский также отметил, что оппозиция готова искать компромисс в дате выборов, но они должны состояться этим летом. Напомним, ПР ранее неоднократно заявляла о том, что выборы целесообразно проводить осенью, однако непримиримой позицию "регионалов" их оппоненты не считают: консенсус не достигнут до сих пор лишь из-за коммунистов и социалистов, которых давно следовало бы исключить из переговорного процесса, отметил Винский. Сегодня рабочая группа намерена обсудить процедуру окончательной подготовки и принятия синхронных решений президентом и ВР - по словам замглавы президентского секретариата Ивана Васюника, группе осталось лишь доложить президенту и премьеру о проделанной работе, после чего, "начиная с дня принятия пакета законопроектов, через 60 дней возможно проведение досрочных выборов".

Однако похоже, что пресловутая "дата Х" - отнюдь не единственный камень преткновения: у враждующих лагерей за последние дни наметилось еще как минимум два повода для эскалации конфликта. Шестнадцатого мая спикер Верховной рады Александр Мороз заявил о необходимости "усовершенствовать уже действующие изменения к конституции, а также реализовать второй этап политреформы на местном уровне". Все эти изменения в виде закона о местном самоуправлении должны быть приняты и направлены для рассмотрения в Конституционный суд, "чтобы уже с начала сентября окончательно их утвердить".

Для Ющенко эти телодвижения чреваты самыми неблагоприятными последствиями: его фактически пытаются отстранить от власти. В соответствии со вторым этапом политреформы для роспуска парламента президент должен будет предварительно заручиться решением КС (а при желании 300 депутатов могут распустить Раду самостоятельно). При этом состав Кабинета министров будет формировать исключительно коалиция без участия президента (который сегодня имеет право предлагать кандидатуры министров обороны и иностранных дел). Процедура подписания законов также забирает часть полномочий у главы государства: если в течение 15 дней президент не подписывает закон, принятый ВР, то он вступает в силу за подписью спикера. Ну и, наконец, в новой редакции конституции предусматривается более четкая процедура импичмента: президента могут отправить в отставку всего двумя третями голосов.

Реализация это этапа политреформы окончательно сделает невозможной ее отмену, а сам Ющенко станет чем-то вроде английской королевы. "Если на второй сессии ВР 226 депутатов проголосуют за эти изменения, затем Конституционный суд даст свою экспертную оценку, и в сентябре во время уже третьей сессии ВР этого созыва за них проголосуют 300 депутатов, эти изменения будут приняты", - заявил по этому поводу один из лидеров Партии регионов Тарас Чорновил.

Руководитель Главной юридической службы секретариата президента Украины Игорь Пукшин в ответ напомнил о том, что Рада распущена и принимать подобные решения уже не сможет. Лидер НУ Кириленко, в свою очередь, пригрозил Морозу "и другим инициаторам этого процесса" (СПУ и КПУ) личной ответственностью в случае, если Рада попробует провести вышеперечисленные изменения, "граничащие с антиконституционным мятежом".

Роль Партии регионов в этом процессе двусмысленна: с одной стороны, именно с нею оппозиция пытается вести переговоры, с другой, ПР связана договоренностями со своими союзниками - социалистами и коммунистами. Несмотря на то что все громкие заявления относительно политреформы исходят в данный момент не от ПР, в случае необходимости она явно не встанет на сторону президента.

Янукович, кстати, тоже был замечен на днях в нелояльности. Он снова заявил о том, что без решения КС на выборы не согласится. Таким образом, ПР намерена дожидаться судебного вердикта относительно указов Ющенко о роспуске парламента (слушание дела по указу от 26 апреля КС может начать уже 21 мая). Решение, как ожидают в КС, может быть принято менее чем за неделю. Не исключено, что оба президентских указа о роспуске Рады будут объединены в одно производство.

В ответ президент и его союзники снова ставят вопрос о профнепригодности КС - на сей раз ссылаясь на неразбериху, воцарившуюся там после отставки главы суда Ивана Домбровского. Назначение Валерия Пшеничного и. о. председателем КС "Наша Украина" уже оспорила. Кроме того, как отмечают представители Ющенко, четверо судей КСУ находятся на больничном, трое уволены, и говорить о каких-либо решениях этой институции в таких условиях бессмысленно.

Таким образом, между переговорщиками остается слишком много неразрешимых противоречий, плавно возвращающих ситуацию в тупик. Янукович намерен "высиживать" решение КС, сторона Ющенко его не признает, деятельность рабочей группы - при всей ее положительной динамике - тоже под вопросом. Если Рада достаточно легитимна для того, чтобы принять пакет документов, необходимых для досрочных выборов, почему бы ей не заняться на тех же правах политреформой? Вопрос о том, как легитимизировать деятельность ВР для принятия решений по выборам пока открыт - ранее Ющенко заявлял лишь о готовности частично приостановить свой указ от 26 апреля. Ситуацию усугубляет и то, что в секретариате Ющенко не исключают отставки правительства Януковича, который в этом случае грозится "встать на защиту конституции". Прецеденты того, чем все это может закончиться, на Украине уже были, так что праздновать победу пока явно преждевременно.

Выбор читателей