Тбилиси пытается играть на опережение

Ситуация в Южной Осетии снова обострилась до крайности. О шансах и вероятной тактике действий сторон в случае начала военного конфликта рассуждает независимый военный эксперт Заур Алборов




Ситуация в Южной Осетии в выходные снова обострилась до крайности. Ночь с субботы на воскресенье прошла в тревожном ожидании - армия самопровозглашенной республики оказалась поднята по тревоге после того, как грузинский спецназ выдвинулся в район осетинского села Ход. Южная Осетия была готова открыть огонь, если грузинские военные не уйдут на прежние позиции. После переговоров днем ситуацию удалось разрядить.
По информации "Yтра" из российских силовых источников, в настоящее время части и подразделения 58-й армии проводят на территории Северной Осетии масштабные учения, отрабатывая вопросы военной помощи миротворцам, дислоцированным в Южной Осетии.
О шансах и вероятной тактике действий сторон в случае начала военного конфликта корреспондент "Yтра" беседует с независимым военным экспертом Зауром Алборовым.

"Yтро": Тбилиси стоит на пороге развязывания новой агрессии. Саакашвили назвал места, где засели "экстремисты": Цхинвал, Джава и Рокский тоннель. Чего следует ждать Южной Осетии?

Заур Алборов: В Грузии постоянно рассматривают различные сценарии дестабилизации ситуации, развязывания войны и захвата Южной Осетии. И не только рассматривают, но пытаются претворить в жизнь. Если будет принято решение о силовом решении конфликта, то Тбилиси снова, как и в 2004 г., попытается реализовать блицкриг - молниеносную операцию по захвату Южной Осетии. Но решение на начало проведения силовой операции будет приниматься не в Тбилиси, а в Вашингтоне.

В ближайшее время должен решиться косовский вопрос. Скорее всего, Косово получит независимость, что станет прецедентом, которым смогут воспользоваться самоопределившиеся народы на постсоветском пространстве. В Тбилиси это понимают и пытаются играть на опережение путем втягивания Южной Осетии в новую войну. Признаки очевидны: сосредоточение у границ Южной Осетии тяжелой бронетехники и живой силой, строительство фортификационных сооружений и дополнительных транспортных коммуникаций для быстрой переброски войск на границы и территорию Южной Осетии. Практически ежедневно Цхинвал и осетинские села подвергаются обстрелу из различных образцов оружия - минометов, гранатометов, пулеметов. В последнее время грузинская сторона стала использовать снайперов. Тем самым осетинскую сторону пытаются спровоцировать на ответные меры, которые потом будут трактоваться как "агрессивные действия сепаратистов" и станут поводом для начала вооруженной агрессии.

"Y": Назовите основные, на ваш взгляд, действующие лица в грузинских силовых структурах, которые будут отвечать за проведение операции.

З.А.: На мой взгляд, за проведение операции будет отвечать вовсе не руководство грузинских силовых структур, а военные советники из США. Так, в летней кампании 2004 г. в составе Объединенного штаба, который руководил грузинскими войсками, было выявлено участие 11 офицеров армии США, принимавшие участие в планировании операций. Кроме того, в подразделениях, которые вели боевые действия на территории Южной Осетии, было несколько десятков американских инструкторов.

"Y": Какова роль Дмитрия Санакоева в происходящем?

З.А.: Марионеточное правительство Санакоева занимает в планах Грузии особую роль. Тбилиси, скорее всего, попытается завуалировать свою причастность к возможной операции против Южной Осетии. Мировому сообществу это будет преподнесено как гражданская война внутри югоосетинского общества, а грузинские войска, задействованные в операции, будут представлены как "структуры Санакоева".

"Y": Существует военный союз Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, но силы самопровозглашенных республик ограничены. Насколько вероятна их реальная военная взаимопомощь?

З.А.: Если против Южной Осетии начнется силовая операция, то можно не сомневаться, что на помощь Цхинвалу придут братья из Северной Осетии, всего Северного Кавказа, Терское и Донское казачьи войска, а также Абхазия. Для Тбилиси это будет означать затяжную войну, как минимум, на два фронта.

"Y": Насколько соответствует действительности утверждение, что у Грузии не хватает сил для проведения операции в Южной Осетии, если Цхинвал, по мнению специалистов, можно захватить силами одной усиленной мотопехотной бригады и подразделениями спецназа?

З.А.: Абсолютно не согласен с таким выводом. На этом направлении у Министерства обороны Южной Осетии есть достаточное количество сил и средств для надежной обороны столицы. Достаточна численность гарнизона. Южные и северные окраины оборудованы фортификационно. Город подготовлен к обороне.

За последнее время была проведена большая работа по повышению обороноспособности республики. Конечно, армия Южной Осетии гораздо меньше, чем грузинская, но ее боеготовность гораздо выше. Южная Осетия хорошо оснащена техникой, оружием и боеприпасами, люди обучены владеть всем имеющимся вооружением. Основу осетинской армии составляют мобильные, хорошо вооруженные батальоны, подготовленные к самостоятельному ведению боевых действий на городском и горно-лесистом театре военных действий. В случае необходимости, в течение суток численность вооруженные сил увеличатся в 2,5 раза как минимум. Резервисты и добровольцы - именно эта сила способна переломить любую ситуацию в свою пользу.

Основной особенностью боевых действий в горно-лесистой местности и городских условиях является то, что бои идут на близких дистанциях и характеризуются высокими потерями сторон (в первую очередь, наступающей). В таких условиях побеждает сторона, имеющая более высокую мотивацию. Как показал опыт 2004 г., грузинские солдаты не готовы вступать в контактные бои и наступать, мирясь с серьезными потерями. Кроме того, нельзя не учитывать, что бои будут идти на близких дистанциях и грузинская артиллерия не сможет оказывать поддержку пехоте из-за опасности поражения своих войск. Ничем не сможет помочь грузинам и их преимущество в бронетехнике. Как показывает опыт последних вооруженных конфликтов, она легко уязвима в городских условиях и на горных серпантинах. Сожженные колонны в горах? Кажется, от такой перспективы боевой дух не поднимается.

Кроме того, можно не сомневаться, что в случае эскалации боевые действия не ограничатся только территорией Южной Осетии. Бои будут идти и на территории Грузии.

"Y": Готовы ли в Цхинвале к гуманитарной блокаде и потерям среди мирного населения в условиях огневых налетов на город и его окрестности?

З.А.: Военным планированием предусматриваются любые сценарии развития ситуации, включая и такой неблагоприятный. На этот случай есть план эвакуации гражданского населения.

"Y": Как в Южную Осетию будут попадать добровольцы, если Грузии удастся парализовать движение в районе южного портала Рокского тоннеля и серпантина в этой части Транскама?

З.А.: Транскам и Рокский тоннель являются для Южной Осетии стратегическими объектами, соединяющими республику с Россией, в связи с чем находятся под серьезной охраной. Они прикрыты средствами ПВО. Но даже если будет парализовано движение, в Южной Осетии готовы вести боевые действия, находясь в полной блокаде. Созданы необходимые резервы, которые позволят продержаться до подхода сил для разблокирования Транскама. Кроме того, помимо Рокского тоннеля, пешеходное движение через Кавказский хребет возможно через перевалы Бахфандаг, Дзедо, Мамисонский.

"Y": Сочи получил право проведения Олимпийских игр 2014 года. Может ли Грузия попытаться сорвать подготовку к проведению Олимпиады?

З.А.: Никак нельзя допустить, чтобы рядом со столицей зимней Олимпиады шли боевые действия. Так что вполне естественно, что Российская Федерация приложит все усилия для сохранения мира в регионе. С другой стороны, Грузия может предпринять попытки шантажа России путем обострения ситуации в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей