"Красный диктатор" делает нефть золотой

Наращивание военной мощи Венесуэлы, обеспечиваемое в основном за счет сверхвысоких нефтяных цен, может сослужить плохую службу амбициозному лидеру страны


ФОТО: AP



Построение самых невероятных прогнозов относительно будущего мировых нефтяных цен стало в последнее время крайне популярным занятием. Буквально через несколько дней после выхода сенсационного доклада американского инвестиционного банка Goldman Sachs, в котором говорится о том, что уже этой осенью мировые цены на нефть могут превысить уровень $90 за баррель, а к концу года подойти к отметке $95, со своими прогнозами выступил во время визита в Никарагуа президент Венесуэлы Уго Чавес. По мнению пламенного борца с мировым империализмом, "цена нефти неудержимо стремится к $100 за баррель, и этот процесс никто не остановит".

В отличие от американских аналитиков, Чавес не назвал даже приблизительных сроков исполнения своего пророчества. Тем не менее подобные выступления могут оказать определенное влияние на мировой рынок нефти, поскольку Венесуэла является пятым по величине экспортером нефти в мире. Не стоит забывать, что накануне цены по сделкам с нефтяным фьючерсом Light Sweet впервые за 11 месяцев превысили отметку 76 $/баррель, а котировки Brent вплотную подобрались к 78 $/баррель. Кроме того, цена нефтяной "корзины" ОПЕК установила второй с начала этой недели абсолютный рекорд и при этом впервые превысила отметку 73 $/баррель. Возможно, своими "прогнозами" венесуэльский президент решил лишь подогреть и без того озадаченный выводами Goldman Sachs рынок и позлить своих идейных противников из США. А может быть, он ставил перед собой более серьезные цели. В текущем году Венесуэла намерена увеличить собственные доказанные извлекаемые запасы нефти на 50 млрд баррелей за счет международной сертификации месторождений тяжелой и сверхтяжелой нефти в поясе реки Ориноко. По некоторым данным, всего в нефтеносном поясе Ориноко может залегать до 235 млрд баррелей углеводородного сырья. В том случае, если эти объемы будут доказаны, Венесуэла может оказаться в числе абсолютных мировых лидеров по запасам углеводородов. На сегодняшний день доказанные запасы нефти в Венесуэле составляют 87,621 млрд баррелей.

Раскачивая мировой рынок умопомрачительными прогнозами, Чавес, по сути, набивает цену своей стране и себе, как ее единственному представителю на международной арене. Впрочем, наличие значительного количества запасов углеводородов не делает Венесуэлу самодостаточной и независимой, как бы того ни хотелось ее своенравному лидеру. Доразведка, сертификация и разработка пояса Ориноко не под силу местной нефтяной отрасли. Учитывая крайне непростые отношения венесуэльского лидера с США и прочими "странами империализма", нефтегазовые компании которых обладают наибольшими опытом и технологиями, необходимыми для проведения подобных работ, возможности реализации богатого природного потенциала Венесуэлы находятся под большим вопросом. Действия Чавеса по установлению собственной диктатуры и милитаризации страны исключают возможность активного участия западных компаний в разработке вновь открытых запасов, снижая их реальное экономическое значение. Американские компании Exxon Mobil и Conoco Philips объявили о сворачивании своего бизнеса в Венесуэле, а европейские BP, Total и Statoil выразили готовность передать венесуэльскому правительству права на разработку нефтяных месторождений на реке Ориноко, что неизбежно приведет к снижению их активности в этом регионе.

Осознавая трудность сложившейся ситуации, президент Венесуэлы пытается выстроить новую систему отношений, сформировав некий квазирынок, влияющий на мировые нефтяные цены, но при этом живущий и развивающийся по своим правилам. Не покидает Чавеса и идея мирового ценового диктата, который должен будет способствовать реализации его далеко идущих политических планов. Не удивительно, что на этом этапе в качестве основного своего союзника президент Венесуэлы рассматривает Россию. Так, во время своего последнего российского визита он высказался за совместную координацию РФ и Венесуэлой цен на нефть. По его словам, странам необходим двусторонний договор по всем основным направлениям сотрудничества. Чавес сообщил, что в сентябре текущего года Россию посетит вице-президент Венесуэлы совместно с рядом министров, чтобы проработать план совместных действий, одним из которых могло бы стать создание совместного банка на основе нефтяных доходов. А главной целью венесуэльского лидера, похоже, является привлечение российских компаний к разведке и последующей разработке запасов углеводородов. "Газпром" уже работает в Венесуэле в рамках меморандума о взаимопонимании, подписанного с государственной компанией Petroleos de Venezuela S.A. в январе 2005 года. Документ предполагает возможность участия "Газпрома" в сертификации запасов блока "Аякучо-3" нефтяного пояса Ориноко. Также венесуэльской стороной подписаны контракты на разработку "Генеральной схемы развития газовой отрасли Венесуэлы".

Впрочем, нынешняя активность венесуэльского президента вряд ли станет способствовать достижению его основных целей. Российской помощи будет определенно недостаточно для полноценной разработки новых нефтяных месторождений пояса Ориноко. В большинстве случаев российские компании уступают своим западным коллегам в части необходимых для этого технологий. Между тем наличие колоссальных запасов (в случае их подтверждения) при отсутствии возможности их соответствующей реализации будет способствовать нарастанию внутриполитических противоречий в самой Венесуэле. Нынешний венесуэльский режим нельзя назвать устойчивым. Наращивание военной мощи, обеспечиваемое в основном за счет сверхвысоких нефтяных цен, а не существенного роста добычи, может сослужить плохую службу амбициозному лидеру Венесуэлы. Не секрет, что с началом "социалистических реформ" Чавеса уровень жизни в стране ощутимо упал, что вряд ли пройдет бесследно. Возможно, именно этим и объясняется словесная активность президента, "заклинающего" мировые нефтяные цены. Похоже, с уходом западных компаний венесуэльский лидер не питает особых надежд на качественный скачок в развитии нефтяной отрасли и старается выжать максимум преимуществ из уже имеющейся ситуации. Чем это в конечном счете обернется для самой Венесуэлы, можно только догадываться.

Выбор читателей