Татьяна Лысенко: "Всем выгодно, чтоб мы исчезли"

В сборной России по легкой атлетике разгорается скандал: тренер обвиняемых в применении допинга спортсменок заявил, что "спортивным питанием" его подопечных снабжал лично главный тренер национальной команды


ФОТО: AP



О том, что чемпионка Европы-2006, бронзовый призер чемпионата мира-2005, действующая рекордсменка мира в метании молота 23-летняя Татьяна Лысенко была уличена в применении запрещенного препарата, стало известно еще три недели назад. Проба, взятая у нее 9 мая, оказалась положительной. Правда, найденный в крови россиянки препарат отсутствует в списке запрещенных. И в этом, собственно, и состоит основное разбирательство: теперь задача Лысенко и ее защитников – доказать, что найденный препарат вовсе не допинг. В противном случае российский спорт "прославится" еще одним громким допинг-скандалом и потерей, за год до Олимпиады, перспективной легкоатлетки. В той же ситуации, что и Лысенко, оказалась и рекордсменка Европы среди молодежи Екатерина Хороших.

"Вопреки информации некоторых газет, я не уехала на родину в Батайск, а нахожусь в Москве, – рассказала Татьяна Лысенко в интервью "Yтру". – Не знаю, откуда они взяли эту информацию. Как только пришло сообщение о положительной допинг-пробе, в течение часа мне позвонили из федерации и предложили уехать домой, исключили из сборной, сняли с довольствия и даже порекомендовали сменить номер телефона, спрятаться... Почему я должна прятаться? Мне не понятно. Я ничего не употребляла, кроме того, что мне давали в сборной. А наше руководство в этой ситуации советует мне родить ребенка. Я сама решу, когда и что мне делать. Сейчас я хочу выступать на чемпионате мира и Олимпийских играх. Я знаю, кто мне давал восстановительные препараты, где они брались. Я не хочу пока никого обвинять. Посмотрим. Если меня оправдают, то и претензий ни к кому не будет. Правда, адвоката мы пока не нанимали. А в федерации нам сказали, что специалиста в области химии, который способен доказать, что этот препарат не является допингом, нет. Всем выгодно, чтобы мы просто исчезли".

На момент этого интервью спортсменки и их тренер, видимо, надеялись, что не останутся один на один с чиновниками Всемирного антидопингового агентства (WADA). Но пока готовилось это интервью, наставник Лысенко и Хороших Николай Белобородов выступил с, прямо скажем, сенсационным заявлением. Он написал заявление в WADA и Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА), в котором в качестве поставщика содержащего найденного препарата спортивного питания назвал главного тренера сборной России Валерия Куличенко.

"Мы тренировались в составе сборной России, под наблюдением тренеров и медицинского персонала национальной команды, – рассказал Николай Белобородов в интервью АСИ "Весь спорт". – То есть о какой-то самодеятельности с нашей стороны и речи быть не может. Я могу вам подтвердить, что спортивное питание, которое содержало найденное вещество, Татьяна Лысенко и Екатерина Хороших приобрели у главного тренера сборной России Валерия Куличенко. Видимо, он закупил этот препарат у неофициального дилера, поэтому он оказался контрафактным товаром и содержал запрещенную субстанцию. При этом Куличенко утверждал, что вещества, указанные в аннотации, не являются запрещенными. То есть главный тренер должен как минимум разделить ответственность со спортсменкой".

Сейчас такого обвинения от Белобородова не ожидал, наверное, никто. Ведь он поставил под удар систему. Если окажется, что тренер сборной снабжает спортсменов "левыми" препаратами, скандал примет уже другие масштабы. Тем более, что, по словам Белобородова, с подобными же заявлениями готовы выступить и другие легкоатлеты сборной России. Впрочем, расчет тренера Татьяны Лысенко, вряд ли состоит в том, чтобы устроить революцию. Ведь как призналась нам рекордсменка мира, сейчас руководство команды предпочло бы, чтобы девушки просто исчезли на два года, признав свою вину.

"Я тренировалась по пять - шесть часов в день, – говорит Лысенко. – Штангу тягала по 100 - 120 тонн в месяц. А теперь меня так просто хотят выкинуть. Говорят, приходи через два года. А как эти два года выжить, никто не говорит. Да и почему не попробовать доказать свою невиновность?"

Реакция руководства ВФЛА последовала незамедлительно. Ее президент Валентин Балахничев заверил, что по заявлению Белобородова в ближайшее время соберется Антидопинговая арбитражная комиссия. А главный тренер сборной Валерий Куличенко вообще сказал, что делать выводы преждевременно, ведь "никто еще не доказал, что препарат, который обнаружили у девушек, – это допинг".

Тут же появилось и заключение специалиста-химика, которого, как мы помним по предыдущим заявлениям, в России "не было". Директор российской антидопинговой лаборатории кандидат химических наук Г.М. Родченков на запрос ВФЛА ответил, что структурные особенности молекулы препарата 6-альфа-Метил-Андроста-4-ен-3,20-диона, за присутствие которого в организме российские метательницы молота получили обвинения в применении допинга, не позволяют отнести его к запрещенным и допинговым. Возможное отнесение этого препарата к группе антиэстрогенных агентов также требует доказательной базы.

Чем закончится эта история, теперь, думается, мы узнаем скоро. Ведь Белобородов после своего громкого заявления отстаивать свою правоту будет уже не в одиночестве. Теперь он, Лысенко и Хороших плывут в одной "допинговой лодке" с руководством команды. Хочется верить, что вслед за специалистом-химиком появится и опытный юрист, и адвокат. Ибо разбрасываться рекордсменами мира даже в такой большой стране, как Россия, расточительство. Ну и, разумеется, спортсмены имеют право на уважительное отношение к ним... по крайней мере, до того момента, как их вина не будет доказана.

Выбор читателей