Россияне превращаются в американцев

Пока мир потихоньку отходит от стресса, вызванного проблемами на рынке ипотечных кредитов в США, и задумывается о рисках жизни в кредит, россияне, наоборот, видят в ней все больше прелести




Пока мир потихоньку отходит от стресса, вызванного проблемами на рынке ипотечных кредитов в США, и задумывается о рисках жизни в кредит, россияне, наоборот, видят в ней все больше прелести. По крайней мере, такой вывод можно сделать по результатам исследования, проведенного недавно ВЦИОМ совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Как выяснили социологи, число граждан РФ, жаждущих воспользоваться кредитными услугами, за один лишь год возросло более чем вдвое – с 13 до 28 процентов. Если год назад 85% опрошенных не собирались в ближайшем будущем становится должниками банков, то теперь эта цифра составляет всего 67 процентов. Еще 5% респондентов затрудняются спрогнозировать свои намерения.

Примечательно, что граждане в одинаковой степени готовы влезть в долги как ради "мелочей" (аудио-, видео- и бытовой техники, мобильных телефонов), так и ради недвижимости – квартиры, дома, земельного участка. Возможность получения кредита на эти цели рассматривают по 6% респондентов, и это самый высокий показатель. На неотложные нужды; ремонт квартиры или дома; приобретение автомобиля планируют взять кредит по 4% опрошенных. И только 2% планируют обратиться в банки ради финансирования образовательных или медицинских услуг.

Брать кредиты в большей степени готовы те, кто молод и уверен в своих силах. Наиболее высока доля потенциальных заемщиков в возрастной группе до 45 лет (34-39%). Среди людей от 45 до 59 лет таких оказалось 25%, а в группе 60 лет и старше – лишь 7 процентов. Аналогичным образом распределяются цифры в зависимости от уровня образования респондентов: 36% людей с высшим и незаконченным высшим образованием и 32% со средним специальным высказывают намерение взять кредит, в то время как в группе со средним общим образованием потенциальных заемщиков лишь 23 процента.

Разумеется, немаловажным фактором является материальное положение. Если среди тех, кто считает себя плохо обеспеченными, брать кредит планируют только 22% опрошенных, то в группе людей со средними доходами эта цифра вырастет до 28%, а в наиболее благополучной в финансовом отношении группе таковых набирается 36 процентов.

Способствует кредитным настроениям граждан и государственная политика. Так, банк "Русский стандарт" с 15 августа отменил ежемесячные комиссии за обслуживание счета. Кроме того, при реструктуризации просроченных кредитов банк не будет взимать плату за пропуск платежей и неустойку, а также прекратит практику переуступки прав требований на просроченные кредиты Агентству по сбору долгов (этой аффилированной структуре "Русский стандарт" продает задолженность, просроченную более чем на 3-4 месяца). Однако сделал банк это все не по доброй воле, а по требованию Генеральной прокуратуры: председателя совета директоров "Русского стандарта" Рустама Тарико пригласили туда на беседу, в ходе которой предложили прекратить практику нарушения прав граждан при предоставлении потребкредитов. Причиной недовольства послужила рассылка банком гражданам по почте кредитных карт. При этом, вопреки требованиям закона "О защите прав потребителей", кредитное учреждение не предоставляло "полной и достоверной информации" об этой услуге и последствиях ее заключения, а реальная плата за пользование кредитом оказывалась в несколько раз выше декларированной.

В аналогичной ситуации могут оказаться и другие банки. На этой неделе пришло сообщение о том, что в коридорах Государственной думы зреет закон, запрещающий рекламную рассылку кредитных карт – соответствующее ограничение планируется внести в уже подготовленный законопроект "О потребительском кредите", где впервые законодательно будет дано определение карт и специфика их использования при потребительском кредитовании. Подобную практику используют многие банки, предоставляющие потребительские кредиты, причем она отнюдь не является российским изобретением. Такую систему применяют и в других странах. Но наши банкиры зачастую "забывают" предупредить адресатов об условиях активации присланной карты. Так что, по мнению депутатов, нужно разрешить рассылку только тех карт, на которые поступил запрос от потребителя, в противном случае это можно квалифицировать как навязывание услуги.

Выбор читателей