"МАКС-2007": без сюрпризов не обошлось

День открытия Международного авиационно-космического салона "МАКС-2007" ознаменовался приездом Владимира Путина, демонстрационными полетами лучших летчиков и подписанием ряда важных контрактов


ФОТО: AP



В подмосковном Жуковском сегодня открылся Международный авиационно-космический салон "МАКС-2007", который отмечает в этом году 15-летний юбилей. С самого Yтра на местном аэродроме выстроились очереди из нескольких тысяч человек, желающих попасть на это масштабное мероприятие. Несмотря на то, что при входе на территорию авиасалона установлено десять рамок металлоискателей, проход участников и гостей выставки оказался крайне затруднен. Да и многокилометровые пробки при подъезде к Жуковскому немного омрачили сегодняшний праздник.

Впрочем, все это мелочи по сравнению с тем, какое значение придают авиасалону его участники. "Уверен, что "МАКС-2007" вновь познакомит представителей профессионального сообщества и многочисленных зрителей с лучшими достижениями отечественной научно-технической мысли, внесет значимый вклад в развитие международного сотрудничества", - заявил по этому поводу президент России Владимир Путин в своем приветствии. - За время своего существования "МАКС" приобрел заслуженный авторитет у специалистов, прочно занял достойное место в ряду ведущих авиационных салонов мира. Из года в год здесь, в Жуковском, демонстрируются передовые разработки наших ученых, конструкторов, производителей, укрепляются деловые связи, подписываются взаимовыгодные контракты".

Открывая салон, глава государства рассказал о дальнейшем развитии "МАКСа". "Отмечу системообразующую экспозицию Российской объединенной авиастроительной корпорации, - заявил президент. - В ее планах - активнее выходить на мировой рынок с конкурентоспособной пассажирской, транспортной авиацией. Кроме того, перед Россией стоит задача сохранения лидерства в производстве боевой, военной авиационной техники".

После открытия президент страны в сопровождении первого вице-премьера Сергея Иванова и министра обороны Анатолия Сердюкова прошли на трибуну. Неожиданно к Владимиру Путину подошла блондинка в красном комбинезоне: женщина беседовала с ним довольно-таки долго, и было понятно, что это вышло за рамки протокола. Впоследствии выяснилось, что это была Светлана Капанина - летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу. "Мне хотелось донести Владимиру Владимировичу о том, что мы имеем лучшие самолеты в мире, мы имеем лучшую пилотажную школу в мире, мы имеем лучших летчиков в мире, - рассказал она телекомпании "НТВ". - Но мы - на коленях. В частности, спортивная авиация".

Кроме того, глава государства с удовольствием осмотрел экспозицию авиасалона, почувствовал себя в роли пилота новейшего самолета Super Jet-100, поднял его в воздух с помощью инструктора, совершил круг и благополучно приземлился, а также понаблюдал за мастерством лучших летчиков во время демонстрационных полетов и пообщался с премьер-министром Украины Виктором Януковичем, который представил Путину руководителей компании "Антонов". А в завершение осмотра российский лидер посетил выставки корпорации "Тактические военные вооружения", павильон Космических войск и концерна "Алмаз-Антей". После этого Владимир Путин сел в свой автомобиль, проехал несколько метров и остановился возле лотка с мороженым. Он подошел к прилавку, но не обнаружил там продавца и отправился к соседнему лотку, где продавались хот-доги. "Чем торгуете?", - спросил глава государства, видимо, в надежде купить мороженое. Смущенная продавщица не нашла, что ответить, и президент, попрощавшись с ней, покинул "МАКС".

А тем временем российские и зарубежные производители вооружений и военной техники демонстрировали на авиасалоне новейшие разработки отечественного оборонно-промышленного комплекса. Так, НПО "Сатурн" представило четыре принципиально новых авиадвигателя, вступающих в 2007 г. в фазу летных испытаний. Среди новинок гражданской авиации, помимо вышеупомянутого Superjet 100, на выставке можно увидеть проект перспективного пассажирского авиалайнера МС-21 корпорации "Иркут", чье появление на рынке запланировано на 2015 год. Кроме того, посетители выставки смогли увидеть мобильный комплекс на базе джипа "Хаммер", обеспечивающий спутниковую связь и координацию точности посадки спускаемых аппаратов с космонавтами МКС. "Эта машина первой прибывала на место посадки 13-й и 14-й экспедиций МКС, - рассказал представитель авиационно-космической Службы поиска и спасения. - Аппарат связи, установленный на "Хаммере", обеспечивает онлайн-связь с космонавтами на участке спуска в атмосфере Земли. Этот аппарат также осуществляет непрерывную телерадиотрансляцию в российский ЦУП во время его движения по степи в точку посадки спускаемого аппарата". Представитель Службы также отметил, что данная машина будет встречать и 15-ю экспедицию МКС, возвращение которой запланировало на осень 2007 года. "Это не значит, что российские машины, также встречающие космонавтов, хуже, - добавил он. - Просто для решения задач непрерывной телерадиотрансляции в условиях движения по сложнопересеченной местности лучше подходит "Хаммер".

В свою очередь, ВВС США привезли в Жуковский несколько самолетов: бомбардировщик Б-52, который многие называют "летающей крепостью" (он находится на вооружении с 1952 г.), топливозаправщик C-135, транспортный самолет С-15, а также истребители Ф-15 и Ф-16. Как заявил командующий Военно-воздушными силами США в Европе генерал Уильям Хоббинс, участие Америки в авиасалоне способствует установлению тесных контактов между американскими и российскими военными летчиками. При этом он отказался комментировать тот факт, что Россия возобновила на регулярной основе полеты стратегической авиации. Так, отвечая на вопрос, закончена ли, по его мнению, холодная война, Хоббинс заметил, что с военной точки зрения у американских и российских летчиков "сложились самые лучшие отношения, чем когда-либо". "Я надеюсь в будущем увидеть наши ВВС вместе, - сказал генерал. - Мы можем много работать, осуществляя тактическое взаимодействие".

Что же касается соглашений, заключенных в день открытия салона, то, во-первых, отметим, что лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." подписала контракт на 15 лет с ГТК "Россия" на поставку шести самолетов Ан-148 и опцион еще на шесть самолетов. Начало поставок по данному контракту запланировано на 2008 год. Кроме того, "Ильюшин Финанс Ко." подписала контракт с ЗАО "Авиалинии-400" на поставку шести самолетов Ту-204-100. Эти лайнеры также будут поставляться на условиях финансового лизинга на 15 лет, начало поставок - 2009 год. Общая сумма контрактов оценивается приблизительно в $500 миллионов. В свою очередь, Федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт" заключило контракт на поставку шести истребителей трех Су-27 и трех Су-30 в Индонезию. Общая сумма контракта, по официальным данным, составит порядка $300 миллионов.

Кроме того, американская корпорация Boeing и крупнейший в мире производитель титана "ВСМПО-Ависма" подписали соглашение о создании совместного предприятия (СП) по обработке титановых деталей для использования их в производстве самолета Boeing 787 Dreamliner. А Роскосмос и Европейское космическое агентство договорились о разработке пилотируемого транспортного корабля для полетов на МКС, Луну и Марс. "Мы сегодня договорились с Жан-Жаком Дорденом, главой Европейского космического агентства, о создании рабочей группы, которая займется разработкой пилотируемой транспортной системы, которая включает полеты не только к Международной космической станции, но также на Луну и на Марс, - сообщил глава ведомства Алексей Перминов. - В сентябре представители российской и европейской космической промышленности приступят к работе".

Добавим также, что в общей сложности в авиасалоне должны принять 543 российские и 243 иностранные компании, что является его рекордом. Причем количество выставляемой техники на 30% больше, чем два года назад. Ожидается также, что "МАКС-2007" посетят более 600 тысяч человек. Правда, на показ широкой аудитории отведены лишь пятница, суббота и воскресенье: в эти дни можно будет увидеть сразу несколько российских новинок, в том числе истребители и штурмовики Су-35, МиГ-35 и МиГ-29. Закрытие авиасалона намечено на 26 августа.

Выбор читателей