Хиддинк расставил приоритеты

Напрасно футбольная общественность всеми своими помыслами устремляется к матчу с Англией на "Уэмбли" 12 сентября. Перед этим матчем есть и другой, не менее важный – с Македонией


ФОТО: AP



Год назад, когда Гус Хиддинк принимал сборную России, воодушевленные болельщики грезили о грядущих успехах, уповая на репутацию нового тренера: дескать, во-первых, везунчик, а во-вторых, чуть ли не волшебник. Но постепенно – и неизбежно – эйфория пошла на спад. Чудес в нашем мире, как известно, не бывает, а насчет везения вопрос более чем спорный. И вообще, везение ли это – работать в России? Считают ли себя везунчиками, скажем, Невио Скала и Артур Жорже, Властимил Петржела и Дик Адвокат? Но сейчас не об этом. Оставим в стороне рассуждения о везении и магии Гуса Хиддинка, поговорим о том, в чем ему уж точно не откажешь – о глубочайшем понимании футбола и четком представлении того, что и как он должен делать на своем посту.

Вообще товарищеские матчи, как правило, не располагают к серьезному анализу и глубокомысленным рассуждениям, особенно с тех пор как стало общепринятой практикой проводить любое количество замен по договоренности между двумя тренерами. Специалистам, конечно, виднее, но простому смертному трудно понять, в чем смысл этого относительно недавнего нововведения. Казалось бы, куда полезнее провести контрольный матч в условиях, приближенных к официальным, смоделировать предстоящее противостояние во всех деталях, нежели устраивать круговерть с привлечением всех имеющихся в твоем распоряжении футболистов, чуть ли не каждые пять минут внося коррективы в состав, изменяя рисунок игры и перекраивая игровые связи.

Повторим, тренерам виднее. Но для нас, сторонних наблюдателей, в такой ситуации имеет смысл оценивать лишь первый тайм товарищеской встречи, когда игра развивается в обычных условиях. Тем более это удобно в случае с матчем Россия – Польша, первый тайм которого, бесспорно, воодушевил всех поклонников российской команды.

Дело даже не в том, что наши достаточно быстро и уверенно вышли вперед в счете, а в том, что команда на протяжении всех 45 минут вела осмысленную и содержательную игру. Причем сразу стало ясно, с какой целью и с каким расчетом эта игра строится. Впрочем, здесь не было никакого секрета, ведь в последнее время Хиддинк не раз говорил о том, что напрасно футбольная общественность всеми своими помыслами устремляется к матчу с Англией на "Уэмбли" 12 сентября. Перед этим матчем есть и другой – с Македонией, по словам, тренера, не менее важный. Ну, а если вдуматься, то даже более важный, и многоопытный Хиддинк это прекрасно понимает.

Турнирная стратегия диктует: Македонию надо обыграть во что бы то ни стало. Что там потом будет на "Уэмбли" – одному богу известно: в конце концов, если наши проиграют англичанам на их поле, в этом не будет и намека на сенсацию. Но если и суждено россиянам потерпеть поражение, оно не станет трагическом при условии, что перед этим удастся взять 3 очка в игре с македонцами. Первое необходимое для успеха в любом турнире условие – не терять очков на ровном месте. Вот англичане, например, потеряли: обыграв македонцев в гостях, довольствовались нулевой ничьей дома. Значит, если наши победят 8 сентября, у них уже будет "+2" в заочном споре с подопечными Макларена. А тем ведь еще и с хорватами играть, и с израильтянами – стало быть, вероятность новых очковых потерь не так уж мала. Вполне может статься, что победы над Россией на своем поле Англии не хватит для общего успеха, и тогда все будет решаться в ответной игре на потихоньку становящемся легендарным синтетическом поле "Лужников".

Вот и получаем нехитрую задачку. Впереди два матча: с Македонией дома и с Англией в гостях. На подготовку к ним есть только одна товарищеская игра. Можно с ее помощью подготовиться сразу к двум столь разным встречам? Конечно, нет. Значит, нужно выбирать. Вопрос: что же выберет Хиддинк?

На мой скромный взгляд, игра с Польшей дала однозначный ответ: Хиддинк решил готовиться к более важному матчу – первому. Три защитника и атакующая группа из шести игроков – пожалуй, слишком самонадеянно для "Уэмбли", а вот для Македонии в самый раз. И то, как сборная России играла на протяжении первого тайма, не может не вселить оптимизм. Вторую же половину встречи оценивать не имеет смысла, хотя Хиддинк постарался и ее начать по-умному: заменил по одному игроку в каждой линии, сохранив рисунок игры и лишь чуть-чуть изменив сочетания. Потом, правда, начались мытарства с защитниками, но это тоже гримасы товарищеского футбола. В нормальных-то условиях замены Василия Березуцкого на Анюкова не произошло бы, она ведь ничем не была продиктована, кроме желания дать поиграть еще одному футболисту. Так что, не будь в распоряжении тренеров этих лишних замен, сидел бы Анюков спокойно на скамейке и был готов в любой момент заменить травмированного товарища. И не было бы на последних минутах всей этой нелепицы с одним номинальным защитником на поле.

В общем, с обороной все будет в порядке, можете не сомневаться, особенно если Игнашевич найдет-таки способ борьбы с автомобильными пробками (должен найти, мы все как-то находим, умудряемся на работу вовремя приходить, вот и он, будем надеяться, научится). А с такой атакой, какая была у россиян в первом тайме, македонцы, по всей логике, совладать не должны. И тогда уже можно будет спокойно отправляться в Англию, не боясь возможного поражения.

Нет, понятно, что заранее никто сдаваться не собирается. Хорватам же не собирались сдаваться – и не проиграли. Вот и англичанам вполне можно не проиграть. Но все же это, повторим, не так важно, как выиграть у македонцев. Хиддинк это прекрасно понимает, и нам всем тоже дал в среду понять. Он, конечно, не везунчик и не волшебник, наш Гус. Просто очень хороший тренер, отлично знающий, как устроен футбол в целом и всякие отборочные турниры в частности.

Выбор читателей