Лопата – оружие Гуса Хиддинка

Впечатления от первого знакомства с российским футболом у голландца остались, мягко говоря, не блестящие. А на предложение встретиться с губернатором он ответил решительным отказом и попросил приготовить штыковую лопату




То, за чем мы будем в течение двух часов наблюдать сегодня вечером, по законам жанра можно было бы назвать дебютом Гуса Хиддинка на посту главного тренера сборной России. Хотя, если разобраться, какой уж тут дебют? В смысле, при чем тут Хиддинк? Тренер, чье пребывание в стране покамест исчисляется не месяцами или неделями, а часами или, в лучшем случае, днями, едва ли сможет оказать на игру нашей многострадальной команды такое влияние, что все мы, раскрыв в изумлении рты, сможем воскликнуть: "Вот это да! Ну, теперь у нас есть настоящая сборная!".

На самом-то деле не Хиддинк будет дебютировать на стадионе "Локомотив", а российский футбол. Дебютировать перед Хиддинком в надежде показать новому тренеру, что не зря тот ввязался в это предприятие, что есть у него шанс добиться с нашей командой чего-нибудь путного. Ох, как же важен этот дебют – стократ важнее, чем результат товарищеского матча с очень и очень скромной по европейским меркам командой.

Не могу себе представить, чтобы на данный момент у Хиддинка остались хоть сколько-нибудь приятные впечатления от знакомства с российским футболом. Впрочем, не буду лукавить и пытаться представить сказанное лишь результатом собственных предположений и размышлений, ибо опираюсь в данном случае и на весьма достоверные сведения.

Появление в нашей сборной тренера-иностранца хорошо уже хотя бы тем, что у нас появилась возможность получать объективную информацию, так сказать, от третьей, независимой стороны. От первой – Российского футбольного союза – лично мне за полтора десятка лет журналистской работы такой информации не удавалось получать практически никогда, ибо нашим чиновникам в принципе несвойственно говорить правду. Ее либо тщательно скрывают, либо недоговаривают, либо обходят стороной, топя в море демагогических высказываний.

Вторая сторона – тренер – более надежна, поскольку Гус Хиддинк – человек искренний и правдивый, своего мнения никогда не скрывающий. Хотя и ему, возможно, в ряде случаев приходится из соображений стратегических, политических или каких-либо еще сглаживать острые углы. Кто знает, как будет вести себя тренер, оказавшийся в незнакомой стране, в непривычных условиях и т.д. Захочет ли, сочтет ли нужным говорить всегда и везде откровенно?

Зато уж со своими старыми знакомыми, голландскими журналистами, откровенным Хиддинк будет всегда. Стало быть, именно эта, третья сторона всегда будет обладать наиболее точной информацией. А при наличии нужных связей в международном журналистском сообществе и наш брат может эту информацию получать, как получает ее, к примеру, ваш покорный слуга. Оттого и берет на себя смелость утверждать, что впечатления от первого знакомства с российским футболом остались у Хиддинка, мягко говоря, не блестящие.

То самое первое знакомство состоялось в июле, когда наш новый тренер посетил Санкт-Петербург по случаю матча "Зенит" – ЦСКА (приезд в Россию для подписания контракта не в счет – это был визит не футбольный, а организационный). Вкратце итоги питерской поездки таковы: Хиддинк пришел если не в ужас, то, по крайней мере, в сильное замешательство. От чего? Давайте по пунктам:

1. От качества полей. Выйдя на газон "Петровского", он попросил лопату, чем смутил сопровождающих и вызвал некоторую панику. Примерно через полчаса лопата нашлась, он походил с ней по полю, потыкал в некоторых местах и сообщил: "Не представлял я, что в XXI веке еще могут быть такие поля". На вопрос, имеются ли в стране нормальные газоны, получил единственный ответ: на "Локомотиве" (интересно, знал ли он в тот момент, что у нас и на синтетике в разгар лета играют?!). "Ладно, – сказал он. – Посмотрим. Только лопату сразу приготовьте, чтобы время не терять".

2. От неискренности Виталия Мутко, который принялся уговаривать его встретиться с Валентиной Матвиенко. На логичные вопросы "А кто это? Какое отношение она имеет к футболу? Зачем нужна эта встреча?" президент РФС отвечал уклончиво - дескать, нужно, полезно и т. д. Хиддинк недоумевал: "Почему я должен встречаться с губернатором какого-то города? Работая в Южной Корее, я ни одного губернатора в глаза не видел, а президента страны увидел только раз – когда нас чествовали после чемпионата мира. Может, эта встреча вам нужна?". Мутко, потупив взор, вынужден был признаться. "Ну, раз вам нужна – вы и встречайтесь. А я-то при чем?" – отрезал Хиддинк.

3. Собственно от игры в матче "Зенит" – ЦСКА. "У вас же 15 минут играют, потом 15 минут отдыхают, потом опять играют и опять отдыхают. Сейчас так нельзя. Во всем мире в футбол играют 90 минут". Мутко стал ему говорить: мол, вот на вас и надежда. "Ну, так я могу это им сказать. Но готовы ли они будут выполнить такое указание? Они же не привыкли", – вполне логично засомневался Хиддинк.

Было это почти месяц назад. С тех пор наш главный тренер смог познакомиться с российским чемпионатом более близко. В минувший уик-энд он, как нам сообщили, посетил сразу три матча: "Сатурн" – "Москва", ЦСКА – "Динамо" и "Спартак" (Москва) – "Крылья Советов". Что ж, если в июльской игре в Питере ему голов увидеть не удалось, то на сей раз результативность должна была порадовать: 12 мячей на три матча! Но только едва ли эта голевая феерия могла убедить Хиддинка в том, что у него есть выбор нападающих: лишь один россиянин на его глазах был занесен в ту строку протокола, где отмечаются забитые голы, – защитник "Сатурна" Дмитрий Половинчук, отправивший мяч... в собственные ворота. Остальные 11 забили иностранцы (преимущественно бразильцы). Россияне же (включая двоих вратарей сборной) в основном оказывались в числе тех, кто эти голы пропускал.

Вот, собственно, к чему и было сказано в самом начале: это не Хиддинк должен нам сегодня себя показать, а мы (то есть футболисты наши) должны показать ему, что дело его не безнадежно. Что ж, пусть показывают, а мы поглядим. И через денек-другой продолжим разговор на тему "Гус Хиддинк и российский футбол". Разговор, который, хочется надеяться, будет долгим и когда-нибудь станет приятным...

Выбор читателей