Самые предсказуемые выборы в истории России начались

Комментируя старт предвыборной кампании в Госдуму, эксперты сходятся в одном - в этом году предложение для избирателей небогатое, и результаты голосования не преподнесут ни одного сюрприза




Второго сентября президент Путин подписал Указ о назначении выборов депутатов Госдумы пятого созыва на 2 декабря. Документ вступит в силу после опубликования в "Российской газете" 4 сентября, и именно в этот день официально стартует уже фактически начавшаяся парламентская кампания. К концу недели будет обнародован список зарегистрированных в Минюсте партий, затем начнется подача документов в ЦИК, внесение залогов или сбор подписей и регистрация партийных списков.

Эксперты уже озвучивают прогнозы, согласно которым до участия в выборах будет допущено либо восемь - десять, либо семь - восемь партий. Напомним, что ранее глава Центризбиркома Владимир Чуров заявлял, что в выборах смогут принять участие 16 партий, фигурирующих в реестре Росрегистрации. Сейчас, после того как "Социалистическая единая партия России" присоединилась к "Справедливой России", их осталось 15.

Озвучены и вполне внятные прогнозы итогов декабрьских выборов. Общая тенденция такова: в новой Госдуме ожидают четыре партии. "Единая Россия" наберет в районе 45 - 52%, КПРФ - 12 - 15%, "Справедливая Россия" - в районе 10%, и ЛДПР - 7 - 9%. Что касается остальных, то никто из них не сумеет преодолеть избирательного барьера, и только Аграрной партии, "Патриотам России", СПС и "Яблоку" обещают утешительные 2 - 4%. Заметим, что такой расклад означал бы завершение зачистки правого лагеря. Примечательно, что в подавляющем большинстве прогнозов вообще не фигурирует претендующая на доминирование на правом фланге "Гражданская сила", и такое умолчание, судя по всему, означает, что судьба партии Барщевского еще не решена.

Вообще, по мнению многих комментаторов, предстоящие выборы будут носить вполне предсказуемый характер. Объясняется это тем, что власть при непосредственном участии "Единой России" обеспечила своевременное принятие законов, положивших конец чехарде на политической арене. Заранее ужесточив условия регистрации партий, запретив создание избирательных блоков и подняв до 7% избирательный барьер, Кремль структурировал новое партийное поле. В свою очередь, поглощение "Справедливой Россией" других более-менее дееспособных структур ("Родина" и Российская партия пенсионеров) не оставляет места для раскрутки новых инициативных проектов. Отмена минимального порога явки и графы "против всех" минимизирует проблемы, связанные с проведением голосования и подведением его итогов.

Еще одной характерной чертой нынешней кампании является отсутствие настоящей политико-идеологической конкуренции. Сегодня правые и левые не воюют между собой. Напротив, самая ожесточенная борьба идет внутри политических лагерей. СПС, "Яблоко" и "Гражданская сила" соревнуются за право доминировать на правом фланге, а КПРФ и "Справедливая Россия" соперничают на левом. Отчасти эту картину нарушают перманентные столкновения между "Единой Россией" и партией Миронова, но и они объясняются двойственным положением "Справедливой России", которая, с одной стороны, позиционирует себя как партия настоящих социалистов, а с другой - как партия власти.

Исходя из опыта предыдущих кампаний, некоторые эксперты уже поделили всех участников выборов на две категории: реальные претенденты и спойлеры, роль которых должна свестись к ослаблению волне конкретных соперников. Согласно этой схеме, такие участники, как "Патриоты России", "Народный союз" и Аграрная партия, должны обеспечить перераспределение голосов в лево-патриотической части политического спектра.

Нечто подобное говорится и о "Гражданской силе" применительно к правому флангу. Впрочем, такой подход представляется слишком уж примитивным хотя бы потому, что, судя по опросам, около 10 - 12% политически активных граждан исповедуют правые взгляды, и власти гораздо выгоднее заключить союз с этим дееспособным меньшинством, нежели, повторяя ошибки советского руководства, выталкивать их в стан радикальной оппозиции. Отдельные аналитики уже отмечали, что в последнее время власть несколько сбавила накал антилиберальной пропаганды. В результате сегодня объектом критики являются не либерально-демократическими идеи сами по себе, а передержки ельцинских реформ и либерализм "двойных стандартов", исповедуемый западным истеблишментом.

Одновременно с этим следует заметить, что ситуация в правом спектре будет в значительной степени зависеть от того, сумеет ли "Единая Россия" укрепить свой статус в качестве право-центристской партии, или оголтелый популизм "Справедливой России" и региональные интриги ее лидера вынудят коллег Грызлова к более активной игре на левом поле. Пока "Единая Россия" последовательно критикует предвыборное левачество соперников, обращая внимание населения на то, что именно она является партией конкретного действия и что именно благодаря ее работе принимаются законы, позволяющие повышать пенсии и зарплаты бюджетникам. Позиция эта является отчасти уязвимой хотя бы потому, что в вину единороссам ставят и все издержки законодательной деятельности Госдумы, а их тоже немало.

В целом же эти позиционные бои не нарушают привычного расклада сил, что, видимо, и позволило главе ЦИК Владимиру Чурову уверенно говорить о том, что предстоящая кампания будет выглядеть как "спокойные выборы в стабильно развивающейся стране". На фоне этих благостных прогнозов и кажущейся предрешенности результатов энергия политиков ищет и находит свое применение во внутрипартийной борьбе и подковерных интригах. Так, главным поводом для политических скандалов в последнее время стала борьба вокруг формирования партийных списков.

Региональные отделения практически всех крупных партий бунтуют против федерального руководства, оттесняющего местных лидеров и заменяющего их "нужными людьми". Независимо от того, по каким критериям определяется эта "нужность", недовольство рядовых членов прорывается уже не только в местные, но и в центральные СМИ. Вслед за навязшими в зубах историями о продаже мест в избирательных списках ЛДПР аналогичные скандалы начались в "Единой России" и партии Сергея Миронова.

Но если единороссы, по мнению экспертов, ведут последовательную кампанию очистки партии от региональных и бизнес-лоббистов, то "Справедливая Россия", похоже, рубит сук, на котором сидит. Не обладая гарантированным доступом к административному ресурсу, детище Миронова начало рискованную игру на выдавливание популярных политиков. Об этом свидетельствует череда скандалов в регионах, одним из наиболее ярких среди которых стала ситуация, сложившаяся вокруг бывшего члена "Родины", депутата Натальи Нарочницкой. В 2003 г. она была одним из первых лиц блока и занимала седьмое место в федеральном избирательном списке. Сегодня, если верить СМИ, ей предложено то же седьмое место, но только в региональном списке Москвы.

Независимо от того, какими соображениями объясняются подобные действия, они вредят "Справедливой России" в глазах избирателей. Более того, некоторые комментаторы заговорили о том, что партия Миронова не только затаскивает в свои ряды таких политиков как бывший член ЛДПР Алексей Митрофанов, но и берет на вооружение опыт коллег, поднаторевших на распродаже мест в предвыборных списках. Заметим, что отчасти эта аналогия несправедлива, поскольку партию Жириновского принято обвинять именно в продаже этих позиций, а "Справедливая Россия", если верить тем же СМИ, занята чисткой своих рядов от бывших членов "Родины". Это, впрочем, тоже выглядит не слишком красиво. Ведь, как ни крути, а именно от "Родины" партия Миронова унаследовала и влиятельную думскую фракцию, и худо-бедно функционирующую сеть региональных отделений, и даже свой юридический статус партии, полученный путем перерегистрации народно-патриотического союза "Родина".

Надо сказать, что тема прямой или опосредованной торговли местами в предвыборных списках начинает занимать все более устойчивое место в информационном пространстве. Совсем недавно она возникла применительно к КПРФ. Лидер Союза коммунистической молодежи Константин Жуков обвинил старших товарищей в небескорыстном сотрудничестве с "людьми из ЮКОСа" во время думской кампании 2003 г. и увел 12 тысяч комсомольцев в "Справедливую Россию". Учитывая тот факт, что сегодня старшее поколение политиков все более активно вовлекает в политическую борьбу молодежные движения, нельзя не признать эту акцию победой Сергея Миронова. Ведь теперь в активе его партии уже четыре молодежные организации: бывшие комсомольцы, а также движения "Победа", "Ура!" и "Лига справедливости".

Все эти и многие другие предвыборные сюжеты весьма интересны, но они не дают ответа на вопрос, с какими лозунгами выйдут на выборы политические партии. Сегодня создается впечатление, что все актуальные идеологические тренды уже захвачены и освоены властью. И далеко не очевидно, что за оставшиеся три месяца политики сумеют придумать что-нибудь новое. Показательными в этом плане стали предложения по новой экономической политике под лозунгом "Сберегая – развиваться", озвученные на днях Геннадием Зюгановым. Но и здесь, если не обращать внимания на ритуальные упоминания "нехорошего режима", суть предложений лидера КПРФ мало чем отличается от курса, проводимого сегодня президентом Путиным.

Подобные казусы наводят на размышление о том, что в России уже практически сложился консенсус относительно оптимальной политики, способной обеспечить будущее страны, и нынешнюю предвыборную кампанию можно считать в каком-то смысле излишней, поскольку она является не борьбой конкретных проектов развития страны, а всего лишь отражением личных амбиций политиков. Ситуация эта является контррпродуктивой, но не отменять же из-за этого выборы. Ведь все знают, что демократия - это процедура, нуждающаяся в закреплении и развитии. Вот мы и закрепляем привычку, а что касается небогатого выбора, то тут, перефразируя известное высказывание, можно сказать только одно: "других политиков у нас для вас нет".

Выбор читателей