Россия и Запад взаимно испугались

Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал мир "не выдумать миф о российской угрозе". Между тем, он действительно весьма популярен, причем по обе стороны баррикад


ФОТО: AP



Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал мир "не выдумывать миф о российской угрозе". Россия стремится вернуть "мировую лодку в более спокойное русло", подчеркнул он. Между тем, "миф об угрозе" действительно весьма популярен, причем по обе стороны баррикад.

"Миру нужна самостоятельная и дееспособная Россия, которая в состоянии позаботиться, прежде всего, о себе", - считает Лавров. Однако, полагает он, "позаботившись о себе", России необходимо позаботиться и о других. А именно: участвовать в решении глобальных проблем человечества и стать "поставщиком безопасности" во всем мире. При этом министр миролюбиво призвал к сотрудничеству США и Европу, но тут же намекнул, что с США имеются некие стратегические разногласия, да и с Европой не все гладко: в частности, "Великобритания вольно или невольно оказалась участницей интриг против России" и даже устроила "шумный пропагандистский спектакль" (по делу Андрея Лугового).

В общем, выдержать миролюбивый тон до конца министру не удалось. Но его можно понять: проблем в международных отношениях у нашей страны действительно хватает, а намерение стать "поставщиком безопасности" отнюдь не приводит Запад в восторг. Так что слова "Россия" и "угроза" все чаще употребляются вместе в зарубежной прессе, в том числе и в самых авторитетных изданиях.

Так, практически общее мнение выразила вчера Los Angeles Times, написав следующее: "Вероятность непосредственного военного конфликта между Россией и США очень низка. И все же авторитарная и антизападная Россия представляет собой очень серьезную угрозу Америке и ее союзникам". Схожие суждения высказывают и другие издания, порой, куда в более жесткой форме. Достаточно посмотреть на заголовки статей о России в крупных западных СМИ за последние две недели: "Конфронтация вместо кооперации" (Suddeutsche Zeitung, Германия, 31.08.2007); "Иногда борьба за права человека прикрывает империалистические замыслы" (The Financial Times, Великобритания, 21.08.2007); "Это новая холодная война?" (The Washington Times, США, 21.08.2007); "Готовьтесь встретиться лицом к лицу с российской угрозой" (The Sunday Telegraph, Великобритания, 19.08.2007). И так далее. Особенно почему-то популярно выражение "играть мускулами" в отношении российской международной политики. Видимо, обнаженный торс Путина, продемонстрированный во время рыбалки с князем Монако, не дает иностранным журналистам покоя. Но если серьезно, есть повод задуматься: почему зарубежная пресса так настойчиво и единодушно "демонизирует" образ России?

Больше всего достается Владимиру Путину, который, кстати, еще несколько лет назад был всеобщим любимцем зарубежных журналистов. Теперь президента сравнивают то со Сталиным, то с Саддамом Хусейном, то даже с Екатериной Великой. "Ловко играя за границей роль "молодой демократки", у себя в стране она (Екатерина) оставалась настоящим деспотом; без устали говоря о пацифизме, она в то же время разжигала по всему миру огонь войны", - пишет The Washington Post, поясняя сравнение.

Если конкретно, то список "претензий" западной общественности остается неизменным: нарушение демократических прав и свобод, регулярная демонстрация своей военной мощи, продажа оружия Китаю, ядерная помощь Ирану, злоупотребление экономическими санкциями и своим положением газового монополиста. Но самое печальное, что, пытаясь опровергнуть эти обвинения или хотя бы сгладить неприятное впечатление от этих действий, российские политики и сами не могут удержаться, чтобы не подлить масла в огонь.

Призывая Европу к конструктивному диалогу, Лавров все же не обходится без укола в адрес Великобритании, упрекая ее в "интригах и провокациях против России". Сам президент регулярно намекает на некую западную угрозу, подчеркивая, что "не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны", "растет поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела" и т.п. Большой резонанс вызвала речь Владимира Путина на 9 мая, в которой он заявил, что угроз России извне "не становится меньше... И в этих новых угрозах, как и во времена Третьего рейха, все то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат". Америка тут же приняла это на свой счет и очень обиделась на сравнение с Третьим рейхом. Российскому посольству даже пришлось опровергать эти ассоциации, дабы не усугублять конфликт.

Но, так или иначе, в российской прессе миф о внешней угрозе не менее популярен, чем за рубежом в отношении России. Тема "врагов России" все больше тиражируется почти во всех политических изданиях. Первые в "черном списке" – Эстония, Грузия и наш "стратегический союзник" США. Влиятельные СМИ пестрят сообщениями об американских военных базах вокруг России, финансировании антироссийских революций в странах СНГ. В результате, согласно опросу общественного мнения Левада-центра, все больше россиян считают, что "Россия всегда вызывала у других государств враждебные чувства" и что "нам и сегодня никто не желает добра" (66% против 42% в 1994 году). Так, планомерно раздувая миф о враждебности и угрозах со стороны друг друга, и Россия, и Запад словно стремятся к тому, чтобы этот миф рано или поздно превратился в реальность.

Выбор читателей