Новая Дума не протянет и половины срока

Аналитики предрекают будущим депутатам Госдумы короткий срок работы - не более двух - двух с половиной лет. Затем парламент распустят и новые выборы пройдут по принципиально иным правилам




Сегодня дан официальный старт парламентской избирательной кампании - "Российская газета" опубликовала указ президента о назначении выборов депутатов Госдумы пятого созыва на 2 декабря. А оживившееся в преддверии выборов экспертное сообщество пытается предсказать судьбу Госдумы следующего созыва и приходит порой к довольно неожиданным результатам. В частности, есть мнение, что свой срок Дума "отмотает" гораздо быстрее, чем предусмотрено законодательством. Или что в ее составе не окажется ни одного из старожилов, зато появится аж три партии левого толка.

То, что в Думу, скорее всего, пройдут четыре игрока, ни для кого уже не новость. Другой вопрос, что в этой четверке может произойти довольно странная рокировка. Например, в то время как большинство социологических служб предсказывают успех на выборах ЕР, КПРФ, СР и ЛДПР (по данным ВЦИОМ, за ЕР готовы проголосовать 47% избирателей, за КПРФ - 15%, за "Справедливую Россию" - 12%, за ЛДПР - 9%), Институт социально-политических исследований РАН выяснил, что вместо либерал-демократов там могут оказаться "Патриоты России". Согласно результатам второго этапа общероссийского социологического мониторинга "Выборы-2007: социальное самочувствие, общественно-политические ориентации и электоральные предпочтения россиян накануне избирательной кампании", если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за ЕР проголосовали бы 39%, 13,4% предпочли бы КПРФ, 10,1% - СР, а 7,5% - "Патриотов". В пользу ЛДПР высказались лишь 5,9% респондентов, СПС готовы поддержать 3% избирателей, "Яблоко" - 1,8%. При этом "обязательно пойти на выборы" намерены 56,3% респондентов, участие 14,9% опрошенных будет зависеть от ряда обстоятельств, а 15,5% пока не решили, идти или нет. 13,4% участников опроса не будут голосовать ни при каких обстоятельствах.

На самом деле, учитывая положение в ЛДПР , возможно всякое. Партия теряет ценные кадры (недавний пример - уход Митрофанова к "эсерам"), ее специфическая роль в политике и ценность для Кремля тоже ставится в последнее время под сомнение. Но заменят ли ее семигинские "Патриоты" - большой вопрос. У ЛДПР, при всех издержках, есть один несомненный плюс, и пока этот плюс возглавляет партию, тягаться с ним Семигину не по зубам.

Единственным вариантом, при котором "Патриоты" могли бы реально обойти либерал-демократов, остается включение в списки ПР лидеров опальной "Великой России". Однако Кремль, следуя обязательствам, данным Западу, постарается не допустить до участия в выборах столь "радикальные элементы". В этой связи стоит напомнить про черные списки Кремля, обнародованные ранее Владимиром Рыжковым: там фигурирует и он сам, и Сергей Глазьев, и Дмитрий Рогозин. Тот факт, что представители ВР ведут сейчас активные переговоры с Семигиным и вроде даже договорились о включении Рогозина в первую тройку, влечет за собой серьезный риск для "Патриотов": с выборов их могут просто снять.

Это мнение разделяет политолог Евгений Минченко: включение ярко выраженных националистических политиков в списки какой-либо партии может означать, что такой список не будет зарегистрирован, поскольку официальная позиция государства - любым путем не допустить до гонки тех, кто играет на теме радикального национализма. "Если в список к "Патриотам России" попадет слишком много людей от Дмитрия Рогозина, то у "Патриотов" наверняка станут возникать проблемы ведения предвыборной кампании", - считает Минченко.

Впрочем, окажись в Госдуме три левые партии, ситуация вышла бы любопытная. С одной стороны, Миронов обещает коммунистам неминуемую дружбу - не получилось до выборов, получится после, утверждает лидер "эсеров". С другой стороны, Зюганов скорее умрет, чем сдаст свою партию "пожирателям чужих объедков". Чью сторону занял бы в случае успеха на выборах г-н Семигин, предсказать практически невозможно, учитывая сложную историю его взаимоотношений как с Зюгановым, так и с Мироновым. Так что "мощного противовеса" монополии ЕР, о котором мечтает Миронов, все равно не получилось бы: пока "левые" будут драться между собой, "Единая Россия" спокойно могла бы править дальше.

Как бы там ни было, интрига вокруг четвертого соискателя думских мандатов обещает быть напряженной. Но даже две левые партии - КПРФ и СР, - бесспорно, обеспечат парламенту и гражданам веселую жизнь. Устроит ли электорат, на данный момент поддерживающий и разделяющий левые идеи, такая интерпретация его чаяний, вопрос тонкий и философский. Пока что, по данным ВЦИОМ, россияне даже на посту следующего главы государства желают видеть "левого" политика - сторонника социальной справедливости, заботящегося обо всех ущемленных слоях населения (52% опрошенных). "Левый" запрос особенно выражен среди сторонников КПРФ (84% против 4%) и "Справедливой России" (71% против 9%); в меньшей мере - в электорате "Единой России" (44% "левых" и 25% "рыночников"). Среди избирателей ЛДПР левых примерно столько же, сколько правых (39% и 34%). Кстати, мнение о том, что новому президенту лучше скорее быть "правым" политиком-"рыночником", поддерживающим эффективный и конкурентоспособный бизнес, разделяет лишь каждый пятый (20%) опрошенный.

Вопрос, который резонно вытекает из всего вышеизложенного: не постигнет ли в результате грядущих партийных междоусобиц "левых" судьба "правых"? По сути, для полной дискредитации своих идей "правым" потребовалось не так уж много времени, "удачное" стечение обстоятельств и мощный внутренний конфликт. Что произойдет с пока еще популярной "левой" темой после того, как за нее с трех сторон рьяно возьмутся несовместимые политические силы, далекие от мысли о мире и единстве, страшно даже вообразить.

Впрочем, некоторые эксперты предсказывают, что вся эта катавасия продлится недолго, поскольку Дума будет распущена досрочно. В частности, по мнению Минченко, "следующую Госдуму можно назвать Думой переходного периода: это переход от режима Путина к чему-то новому, пока неизвестному". Пятая Дума, убежден аналитик, может просуществовать два - два с половиной года, после чего пройдут досрочные выборы нового состава парламента по новым правилам. Поддерживает этот прогноз и директор по развитию и проектному планированию НИИ Социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский: "Дума будет распущена, если ее структура окажется неспособна "переварить" новую политическую ситуацию, которая сформируется после президентских выборов".

Генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов, в свою очередь, считает, что жизнеспособность новой Думы будет зависеть от места, которое она займет в структуре органов власти. При новом главе государства, первоначально менее сильном, чем Владимир Путин, роль основного "ограничителя, сдерживающего нековенциональные действия президента", будет играть Кабинет министров, цитирует Виноградова "Росбалт". Вопрос о будущем статусе и роли парламента сейчас остается открытым - "пока серьезных попыток усиления законодательной ветви власти мы не наблюдали".

В целом российские политологи признают, что исход избирательной кампании по думским выборам можно спрогнозировать уже сейчас, поскольку нынешние выборы - самые предсказуемые в истории России, но избирательный процесс все же не лишен интриги. По мнению гендиректора Центра политических технологий Игоря Бунина, сводится она к трем вопросам: насколько значительным будет большинство, которое получит "Единая Россия", сколько партий пройдет в Думу и примет ли будущий президент России участие в этой кампании. Если ЛДПР наберет менее 7%, возможен и трехпартийный парламент, а пятипартийный парламент - это, по его словам, "теоретически возможная, но практически нереализуемая схема", поскольку вряд ли СПС удастся преодолеть 7%-й барьер.

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, в свою очередь, считает, что парламентская кампания "определит повестку дня президентских выборов" и вообще может считаться своего рода "праймериз" выборов-2008. "Сейчас повестка достаточно ясна: это деперсонализированная концепция политического лидерства, формирование системы, способной воспитать компетентные кадры для управления государством, а также повышение доверия населения к государству", - полагает Павловский.

Выбор читателей