Генетики нанесли ожирению двойной удар

Американские ученые открыли два новых гена, которые можно сделать союзниками в борьбе с избыточным весом. Теперь появление жировых отложений можно будет предотвратить, а лишние калории - быстро и без всяких проблем сжечь

Прогресс биологической науки подарил тучным людям новые надежды на обретение идеальной фигуры. За ожирение после диетологов, фитнес-инструкторов и пластических хирургов взялись генетики, и за последнее время они совершили целый ряд открытий, каждое из которых обещает победу в войне западного общества с крупной напастью. Последняя сводка с фронта радует своей оригинальностью: открытый учеными ген обманывает организм, заставляя его худеть.

Биологи из Пенсильванского университета открыли у мышей ген, при выключении которого грызуны могут есть сколько влезет и не толстеть. Дело в том, что у мышей-мутантов вырабатывается большое количество специальной аминокислоты, лейцина, которая запускает в организме удивительный процесс. В клетках тела начинают вырабатываться лишние белки, после чего немедленно разрушаются. И тот, и другой процесс требует энергозатрат, сжигая лишние калории.

Модифицированные мыши имеют куда лучший аппетит, чем их нормальные родичи, к тому же находятся в почти наркотической зависимости от лейцина. Стоило понизить содержание в корме лейцина, как грызуны, по выражению самих ученых, просто свихнулись. "Они не отходили от кормушки, поглощая все новую и новую пищу, - красочно описывает поведение питомцев профессор Кристофер Линч. - Мыши буквально взмокли от пота, стараясь съесть еще и еще больше". Биологи предполагают, что лейцин в организме выполняет роль индикатора, показывающего, сколько нужно есть для поддержания идеальной фигуры.

На фоне подобного исследования пенсильванских ученых открытие их коллег из Техасского университета выглядит достаточно заурядно. Те обнаружили еще один ген тучности, регулирующий формирование в организме жировых отложений. В зависимости от не вполне пока еще выясненных причин он дает сигнал либо к накоплению жира, либо к его сжиганию. Этот механизм обнаружен у мышей, плодовых мушек и дождевых червей, и ученые не сомневаются, что его можно найти и в человеческом ДНК. Управляя работой этого гена, можно предотвратить ожирение, хотя иллюзий питать не стоит: в одночасье сделать из толстушки фотомодель не в силах даже современные технологии.

Открытие всевозможных генов ожирения и других чудодейственных средств хорошо прокомментировал доктор Дэвид Хэслем, научный руководитель Национального форума по вопросам ожирения. Единственный на сегодняшний день эффективный путь к похуданию, напомнил он, - это здоровое питание и занятия спортом. Что же касается генетических методов, то на их разработку и внедрение потребуется много времени, так что разводить вокруг них шумиху не только бесполезно, но и вредно. "Я не хочу, чтобы пациенты приходили ко мне и говорили: "Я не обжора, просто у меня гены такие", - говорит врач. - Не стоит давать людям возможность свалить на кого-то свои ошибки".