Оружие, развалившее СССР, обернулось против США

Правозащитное движение, критиковавшее тоталитарный строй, по закону бумеранга вернулось к своим хозяевам. Сейчас самая демократическая страна в мире сотрясается под чередой громких скандалов с нарушением прав человека




В начале сентября, в то время как находившийся в Австралии Джордж Буш смачно комментировал успехи американских военных в Ираке ("Мы раздаем пинки под зад"), правозащитная организация "Американский союз защиты гражданских свобод" предала гласности огромную (около 10 тыс. страниц) подборку документов, свидетельствующих о преступлениях военных США в отношении мирных жителей Ирака и Афганистана.

Этот массированный информационный вброс дополняет череду скандалов, связанных с секретными тюрьмами ЦРУ в Европе , безобразиями в Гуантанамо и Абу Грейб, убийствами гражданских лиц в Эль-Хадите и Самарре, похищением и пытками секретаря посольства Ирана в Ираке Джаляля Шарафи и другими аналогичными историями. Между тем, как утверждают американские правозащитники, огласке подвергается лишь незначительная часть подобных преступлений, в то время как они принимают все более массовый характер.

Справедливости ради следует отметить, что ничего принципиально нового в перечисленных фактах нет. Во все времена войны оборачивались потерей человеческого облика их участников. Постоянно подвергающиеся смертельной опасности и привыкшие убивать солдаты зачастую делают это и тогда, когда в убийстве нет никакой необходимости. Что касается пыток, то, как справедливо заметил начальник скандально известной тюрьмы Абу Грейб Джеффри Миллер, "не существует приятных способов получения информации от людей, которые не хотят ее давать". И нельзя не признать, что в этих словах тюремщика гораздо больше здравого смысла, нежели в прекраснодушных возмущениях не нюхавших пороха правозащитников или благих пожеланиях женевских документов, многие из которых были приняты в то время, когда потрясенные поставленными на конвейер зверствами фашизма особенно совестливые американцы не могли пить по утрам свой апельсиновый сок.

В то же время нет ничего удивительного в том, что международное правозащитное движение, сформированное в 1970-е как оружие против тоталитарного СССР и заточенное под поиск и разоблачение любых, в том числе и самых мелких нарушений прав человека, занимается сегодня преступлениями американских военных. Если в 1990-х правозащитники всех стран кричали о бесчинствах российской армии в Чечне, то сегодня очередь дошла и до "универсальных солдат" США - государства, считающего себя главным носителем и экспортером демократии. Нельзя не признать, что это, по меньшей мере, справедливо.

Тем не менее не велика надежда на то, что выступления правозащитников остановят массовое озверение, так контрастирующее с комфортом обыденной жизни, декларациями о правах человека и прочими гуманитарными ценностями. Объяснение этого противоречия следует, видимо, искать в характере последних войн, когда власть насаждала среди их участников ощущение вседозволенности, полностью освобождая военных от какой-либо личной ответственности. Это началось с бессмысленного разрушения Дрездена и атомных бомб, сброшенных на японские города, и продолжилось во Вьетнаме, Чечне, Афганистане и Ираке.

Стоит ли удивляться, что у не подготовленных к таким впечатлениям людей попросту сносит крышу, и они искренне не могут понять, почему сравнять с землей целую деревню можно, а прикончить или изувечить одного пленного - нельзя. С другой стороны, как утверждают социальные психологи, нормальному человеку трудно вместить в себя количество жертв, которыми сопровождаются современные войны, и в качестве защитной реакции, не без помощи проводимой на государственном уровне пропаганды, в головах людей формируется обобщенный образ врага, применимый ко всем представителям противоположной стороны. А межцивилизационный характер последних конфликтов придает этому образу национальные или расовые черты, вступающие в резонанс с чисто бытовым расизмом. В результате в глазах воюющих сторон их противники лишаются естественных человеческих черт и воспринимаются не только как враги, но и как "нелюди", которых не жалко. А такое расчеловечивание "другого" является, как известно из истории Третьего рейха, первым шагом в направлении холокоста. И когда пожилой сенатор-республиканец Джон Маккейн, совершенно справедливо возмущаясь по поводу казни талибами очередного заложника, говорит, что "теперь всем очевидно, это не люди", он тем самым готовит почву для бессмысленных убийств мирных жителей и изощренных издевательств, которым десятки молодых американцев подвергают иракских заключенных.

Примечательно, что аналогичными методами пользуются и идеологи экстремистов. Современные Иваны Карамазовы всех национальностей формулируют идейные обоснования, а новые Смердяковы самоутверждаются, творя ничем не оправданное, а зачастую и циничное по форме насилие. Пытаясь сохранить приличия, власти отдают под суд рядовую американской армии Линди Ингланд, уличенную в жестоком обращении с заключенными, принимают гуманные законы и подписывают постановления, но эти меры вряд ли могут переломить практику вседозволенности.

Через три месяца после завершения скандала, связанного с участием сотрудника ЦРУ в пытках похищенного в Багдаде иранского дипломата, президент Буш утвердил новые требования по обращению с задержанными по подозрению в терроризме. Тем самым правила ЦРУ, касающиеся задержания и допросов, были приведены в соответствие с третьей статьей Женевской конвенцией, запрещающей "жестокое, негуманное или унизительное обращение с военнопленными". Да и дипломата, хотя и помучили, все же отпустили, чего не скажешь о попавших в аналогичную ситуацию рядовых гражданах.

Ведь, как уже отмечалось, в поле внимания общественности и властей попадают только отдельные преступления. К тому же, как утверждают американские правозащитники, предстающие перед судом военные, даже признавая факты убийства мирного населения, настаивают на том, что они не нарушали закона, либо заявляют, что действовали с одобрения своих командиров. То есть экстремальная практика озверения выдается за норму, и утрата ориентиров является той трещиной, в которую может провалиться хваленый гуманизм западной цивилизации вместе со всеми ее общечеловеческими ценностями.

Сегодня, когда уже стали очевидны двойные стандарты, разделяющие цивилизованный мир и "мир варваров", единственной силой, противостоящей этому лицемерию, остаются те самые правозащитники, которых в свое время методично растили, подкармливали и использовали в политической борьбе против восточного тоталитаризма. Сегодня идеи защиты прав человека, подобно бумерангу, возвращаются на Запад. Но эти попытки правозащитников распространить правила поведения, принятые внутри цивилизованного мира, на "мир варваров" не принесут желаемого результата до тех пор, пока западная культура не откажется от иллюзий относительно своего безусловного превосходства и претензий на свою исключительность.

Выбор читателей