Опубликован тайный дневник матери Терезы

Откровенные записи знаменитой сестры милосердия далеки от мыслей богобоязненного праведника. "Мне говорят, что Бог любит меня, но темная, холодная реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу"


ФОТО: AP



Имя матери Терезы нередко появляется на устах людей, далеких от сострадания и милосердия. За едким "Что я тебе, мать Тереза..." следует отказ в просьбе о помощи ближнему своему. Те, кто знал праведницу лично или хорошо знаком с ее биографией, утверждают, что сама Тереза никогда не отказывала в помощи. Номер обладательницы Нобелевской премии мира значился в телефонной книге, и каждый, набрав его, мог поговорить с ней без посторонних.

В 36 лет она организовала орден помощи бездомным, больным, нищим и голодным, после чего удивительная албанка возникала везде, где страдали от бедствий - войн, землетрясений, болезней. Она создавала передвижные госпитали, строила приюты в Гарлеме и основала первую клинику для больных СПИДом. Она могла даже остановить войну, чтобы вывезти детей из зоны боевых действий, как было в Бейруте. В 2003 г. Папа Иоанн Павел II причислил ее к лику блаженных, но в 2007 г. процесс канонизации зашел в тупик: Ватикан не нашел достаточно свидетельств для того, чтобы провозгласить рабу Божью Агнес Гонджа Бояджиу святой.

Неделю назад орден Терезы почтил память своей основательницы в десятую годовщину ее смерти. На днях в США был опубликован дневник матери Терезы, который способен изменить ставший уже священным образ знаменитой сестры милосердия.

"Тайный дневник матери Терезы" - под таким титулом были обнародованы откровения праведницы в журнале Time. Среди незнакомых ранее широким кругам записей встречаются те, в которых она сомневается не только в своей богоизбранности, но и в вере. "Все внутри меня холодно, как лед", "Небеса закрыты", "У меня нет веры", - это лишь некоторые цитаты. Или уж совсем ересь: "Мне говорят, что Бог любит меня, но темная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу".

Впрочем, "Тайный дневник" на самом деле не такой уж и тайный. Все опубликованные в Time записи никогда не были спрятанными или утерянными. Все время после смерти Терезы они находились в Ватикане, подшитые в трехтомное приложение к ходатайству о канонизации праведницы. А в 2002 г., еще до причисления ее к лику блаженных, фрагменты дневника были с разрешения Святого престола опубликованы христианской газетой Famiglia Cristiana под заголовком "Секреты матери Терезы".

Редактор издания Саверио Гаета поместил материал об ужасах жизни в Калькутте, где юная послушница Агнес Бояджиу в 30-х гг. прошлого века начала свой путь сестры милосердия, помогая больным и умирающим обитателям трущоб. Имея доступ к "делу Терезы", Гаета дополнил статью письмами и записками своей героини. И эти документы свидетельствуют о благочестивости автора и сомнениях более в себе, чем в Боге. Ответа на вопрос "На самом ли деле я достойна и способна служить Ему?", который мучил ее всю жизнь, великая праведница, по-видимому, так и не нашла.

Между тем сама Тереза вряд ли обрадовалась бы публикации своих сокровенных переживаний. Она не очень-то любила расспросы и не жаловала журналистов. Один репортер, специально приехавший в Калькутту, чтобы взять интервью у Терезы, услышал в ответ: "Интервью со мной? Разговаривайте лучше c Ним...". На следующий день он уже помогал сестрам обмывать умирающих и за время своего пребывания в приюте больше не разу не заикался об интервью.

Выбор читателей