Тайная подоплека отставки Фрадкова не сулит ничего хорошего

Больше всего отставка кабинета Фрадкова вписывается в уже неоднократно анонсированный экспертами сценарий "большой чистки", которую Путин намерен провести до прихода преемника


ФОТО: AP



Неожиданная фигура кандидата в новые премьеры еще больше усложнила интригу "проблемы-2008". Сама по себе отставка правительства Михаила Фрадкова никого не удивила. О ее неизбежности - именно в контексте предстоящих выборов - говорили с февраля 2007 г., а в августе уже начали называть и точную дату: середина сентября. Но и аналитики, и чиновники были уверены, что новым премьером станет Сергей Иванов или, в крайнем случае, кто-то другой из давно формируемого списка преемников. Оставаясь в плену воспоминаний о прошлой смене власти, комментаторы почему-то считали, что Владимир Путин будет использовать технологию восьмилетней давности, то есть назначит главой правительства потенциального преемника. Вернее, публика рассуждала так: кого назначит, тот и будет следующим президентом. Поэтому логично было бы ожидать, что из мало кому известного Виктора Зубкова будут лепить претендента на пост главы государства - ведь на примере самого Путина все убедились, что это возможно. Но кандидат уже достиг пенсионного возраста, и потому в центре внимания комментаторов оказались другие сценарии.

Первая обсуждаемая схема подразумевает отставку Виктора Зубкова сразу после президентских выборов. То есть новый премьер нужен исключительно на сложный период, например, для того, чтобы элиты не передрались раньше времени. Другой подход допускает сохранение Зубкова на посту премьера и после марта 2008 г., а это означает, что Владимир Путин решил заблаговременно сформировать Кабинет министров, с которым в дальнейшем предстоит работать новому, пока никому не известному лидеру.

Так вопрос о среднесрочном будущем Виктора Зубкова приобретает гораздо более серьезный характер, выходя на уровень обсуждения технологий, которыми пользуется нынешняя власть. В меню три варианта решений: "премьер-преемник", "премьер forever" и "технический премьер на переходный период". Но тогда в контексте двух последних вариантов возникает вопрос: "Почему именно сейчас?". Почему, скажем, нельзя назначить постоянного премьера после думских выборов, что было бы вполне логично на фоне разговоров о повышении роли партий в политической жизни страны. И чем плох, собственно, сам Фрадков в качестве "технического премьера"? Казалось бы, он вполне нормально исполнял свои обязанности раньше, и ничто не предвещало, что он может "испортиться" именно накануне выборов. Да и вообще, что означает странная формулировка, использованная Михаилом Фрадковым в момент подачи прошения об отставке? С чего это он решил, что его нахождение на посту главы Кабинета министров создаст какие-то "ограничения" для президента "в принятии решений по выстраиванию властной конфигурации в связи с предстоящими политическими событиями"?

Между тем Владимир Путин, как следует из его ответа, полностью согласился с подобной постановкой вопроса. Оставив за скобками контрпродуктивные разговоры о заранее подготовленном сценарии этого разговора, стоит задаться более содержательным вопросом: "Какой сигнал намеревались послать два первых лица государства народу и элитам?". Премьер говорит, что не хочет мешать, а президент подтверждает, что да, "пора заняться выстраиванием структуры власти и управления, с тем чтобы они лучше соответствовали предвыборному периоду и подготовили страну к времени после выборов в парламент и после президентских выборов в марте 2008 года".

Получается, что система власти, строительство которой Путин начал сразу после вступления в должность, не то выполнила свои задачи и тихо отмирает, не то, напротив, разочаровала президента, и он решил облегчить жизнь своему преемнику, заранее подготовив более отвечающую новой повестке дня структуру. Но что именно собирается делать Владимир Путин и к чему сведется роль нового премьера Виктора Зубкова, имеющего в своем активе не только репутацию "человека Путина" и опыт управленца, но и возможности аппаратчика, прозванного "главным финансовым разведчиком страны"?

Одна задача, которую, судя по всему, будет решать правительство Виктора Зубкова, уже сформулирована. И сделал это не кто иной, как Михаил Фрадков. Речь идет о наведении порядка в системе налогового администрирования. Тут новому премьеру все карты в руки, ведь он в течение долгого времени лет занимал руководящие должности в налоговых органах. С другой стороны, некоторые эксперты уже предупреждали, что нынешняя предвыборная кампания будет проходить под знаком борьбы с коррупцией, а также с другими злоупотреблениями.

Разнос, устроенный Владимиром Путиным федеральным и региональным чиновникам на совещании по социально-экономическому развитию Камчатского края, отчасти подтвердил эти прогнозы. Еще через несколько дней в ходе своего международного турне Путин вполне однозначно пообещал журналистам, что по возвращении в Москву перейдет от разговоров к делу, то есть анонсировал принятие неких важных решений. Эти недавние эпизоды, подкрепленные отставкой правительства, хорошо вписываются в прогнозы "большой чистки", которую нынешний президент якобы собирается провести до передачи власти своему преемнику.

В этих начинаниях ему может очень пригодиться помощь именно Виктора Зубкова, возглавлявшего с марта 2004 г. Федеральную службу по финансовому мониторингу. Находясь на этом посту, нынешний кандидат в премьеры имел возможность узнать много интересного об уходе от налогов, отмывании незаконных доходов, нелегальном вывозе капиталов за рубеж и прочих тянущих на уголовные статьи любопытных вещах. Напомним, что Генпрокуратура уже заводила дела по материалам, представленным ведомством Зубкова. И потому предстоящее повышение чиновника можно рассматривать в одном ряду с такими недавними событиями, как учреждение Следственного комитета и назначением его главой Александра Бастрыкина, который, так же как Зубков, является членом команды Владимира Путина.

С другой стороны, подобные апокалипсические ожидания слишком уж похожи на истерику осени 1999 г., когда одной из самых популярных тем были рассуждения о том, что, когда Путин придет к власти, он "всех посадит" и вообще "закрутит гайки". Стоит напомнить, что ничего подобного не произошло.

Так что не исключено, что Виктора Зубкова продвинули в премьеры совсем под другие задачи, касающиеся, например, наведения порядка в налоговой сфере, превращения рубля в мировую валюту и улучшения финансового имиджа России в мире. Все это станет ясно в ближайшие полгода. А пока можно с уверенностью сказать только одно: Владимир Путин в очередной раз принял нетривиальное решение, одновременно подтверждающее и опровергающее ожидания публики. То есть не вписался не в одну из навязываемых ему схем, оставив за собой свободу маневров для разыгрывания любых комбинаций.

Выбор читателей