Саакашвили доведет страну до гражданской войны

Чтобы не допустить развития такого сценария, Саакашвили может решиться на войну с Абхазией и Южной Осетией, консолидировав таким образом силовиков и общество




Ираклию Окруашвили дали побыть оппозиционером всего лишь какие-то двое суток. За это время он сумел несколько раз выступить перед журналистами, обвинив президента Грузии Саакашвили в бандитизме и коррупции, и в ходе записи очередного интервью в офисе своей недавно созданной партии "Движение за единую Грузию" Окруашвили был арестован полицейскими, взломавшими дверь, хотя сопротивления им никто и не оказывал. Ошарашенная сторонница экс-министра обороны адвокат Эка Беселия только и сумела сказать, что задержание Окруашвили - "фашистская и политическая расправа". Комментарии редких представителей грузинской оппозиции не были разнообразны - ареста взбунтовавшегося соратника президента ожидали с минуты на минуту и постфактум вздохнули с некоторым облегчением: вот, дескать, и произошло неминуемое.

По большому счету, Окруашвили могли взять сразу же после скандальных разоблачений Саакашвили и членов президентской команды. Скорее всего, делать этого не стали только потому, что в самый ответственный момент лидер "революции роз" пытался бичевать Россию с трибуны в Нью-Йорке во время проведения очередной сессии Генассамблеи ООН. Не случайно некоторые обозреватели поспешили сделать вывод, что Окруашвили вообще играет на российском поле или, по крайней мере, действует в интересах России, что, разумеется, абсолютно не соответствует действительности.

Как считают эксперты, арест Окруашвили осуществлен в духе действий грузинских силовиков, которые не изменяют своим приемам еще со сталинских времен. Молниеносность, с которой бывший министр обороны, а затем семидневный министр экономического развития Грузии оказался за решеткой, позволили предположить, что Окруашвили припишут измену родине. Однако в Генпрокуратуре Грузии вскоре заявили, что фигуранту грозят банальные статьи - "Отмывание денег", "Злоупотребление служебными полномочиями", "Вымогательство" и "Служебная халатность". За эти грехи к уголовной ответственности в Грузии можно привлечь любого, причем в условиях ужесточения уголовного законодательства срок выйдет немалый и без измены родине.

Почему Окруашвили арестовали именно вчера вечером? Главная причина в том, что в тот день была предпринята попытка мятежа в одной из воинских частей - а именно в четвертой пехотной бригаде Грузии. В казарме, расположенной на территории Тбилиси, во второй половине дня 27 сентября вспыхнула перестрелка, которая продолжалась около получаса. Территория воинской части была в спешке оцеплена полицией, в воздух подняли боевые вертолеты. При этом официальные комментарии вообще не выдерживают никакой критики. Оказывается, в воинской части пьяные новобранцы повздорили с офицерами и взялись за автоматы. В любом случае, этот локальный мятеж был подавлен.

Стоит напомнить, что силовые структуры, и прежде всего армия, до сих пор считаются опорой Ираклия Окруашвили. Именно там он имеет большинство сторонников, поддерживающих решительные действия в отношении России, Абхазии и Южной Осетии. Главную опасность для команды Саакашвили представляют именно те, выпестованные Окруашвили вооруженные формирования, которые расположены в зоне грузино-осетинского конфликта. Здесь экс-министра обороны одобряют члены подразделений спецназа, расквартированного в селах грузинского анклава и селении Каролети. Не случайно власти попытались нанести упреждающий удар по Окруашвили, ранее отстранив от должности начальника Объединенного штаба ВС Грузии Левана Николеишвили, считавшегося одним из близких сторонников бывшего главы военного ведомства. Но главный ход был сделан совсем недавно, когда подчиненные главы МВД Мерабишвили арестовали губернатора Горийского района Михаила Карели. Последнего называли "правой рукой" Окруашвили. Как считают эксперты, именно Карели являлся главным исполнителем грузинских провокаций на границе с Южной Осетией в последнее время. Ныне эти функции перешли к ведомству Мерабишвили и структурам марионеточного правительства перебежчика Дмитрия Санакоева.

Сторонники арестованного Ираклия Окруашвили уже призвали население к акциям неповиновения. Стоит ожидать, что в ряде воинских частей возможен бунт в поддержку репрессированного экс-министра. Очень многое будет зависеть от высшего офицерского состава в Минобороны Грузии, где также немало сторонников опального оппозиционера. Уволить или заменить их пока не представляется возможным: другого офицерского состава в Грузии пока что нет, и в обозримом будущем не предвидится.

К примеру, и.о. министра обороны Грузии Кезерашвили также считается ставленником Окруашвили. Правда, не исключено, что он постарается всеми способами доказать свою лояльность президенту. И все же вариант возможных столкновений военных с полицией, подчиняющейся Вано Мерабишвили, который остается верным Михаилу Саакашвили, не выглядит утопией. По мнению ряда экспертов, Грузия вообще находится на грани серьезного противостояния, а за ним замаячила перспектива гражданской войны.

Такой прогноз косвенно подтверждают и призывы ряда оппозиционных структур добиться смещения президента Саакашвили. Официальный Тбилиси обвиняют в терроризме. В частности, бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава завил, что Окруашвили "был вторым человеком в государстве и знал обо всем, что происходит во власти". Именно поэтому, по мнению Хаиндравы, власть боится его и хочет убрать. "Все, кому дороги свобода слова, равноправие, должны прийти к парламенту, чтобы противостоять террору, власти и преодолеть страх. Мы должны быть вместе, чтобы власть ушла в тюрьму, куда упрятаны невинные люди", - заявила лидер Республиканской партии Грузии Тина Хидашели.

В этой ситуации поведение Михаила Саакашвили грозит непредсказуемостью. У президента Грузии остается не так уж много рычагов для того, чтобы удержать ситуацию под контролем, сохранить реальную власть и избежать еще большего раскола в обществе. По большому счету, выход один. Он стар как мир и проверен еще со времен Древнего Рима - направить гнев и недовольство на внешнего врага, что сразу же отсечет от арестованного Окруашвили часть радикальных сторонников. Речь идет об организации военных кампаний против Южной Осетии и Абхазии.

"У Ираклия Окруашвили сохранилось очень большое влияние в армии. Его арест - реальный шаг к гражданской войне, в которую неизбежно будет втянута армия, - заявил в эксклюзивном комментарии "Yтру" независимый военный эксперт Заур Алборов. - Чтобы не допустить развития такого сценария, Саакашвили может решиться на войну с Абхазией и Южной Осетией, консолидировав таким образом силовиков и общество".

Выбор читателей