Оборотней в погонах сменил новый враг

Накануне выборов в Госдуму пышным цветом расцвела кампания по борьбе с коррупцией. Не проходит и дня без объявления о новых арестах и растратах




Сергей Степашин объявил о создании внутренней ревизионной группы в составе Счетной палаты. Самым проверенным сотрудникам вменено в обязанности сопровождать специалистов СП в поездках в регионы и наблюдать за их работой.

Это решение является логическим продолжением недавнего коррупционного скандала, в котором оказались замешаны инспектор СП Юрий Гайдуков, руководитель Правового департамента Зарина Фарниева, замдиректора Департамента по контролю за федеральным имуществом Василий Корягин и начальник инспекции по контролю за использованием федеральной собственности Сергей Климантов. Трое из задержанных сотрудников Счетной палаты, как уже сообщалось, работали под руководством аудитора Сергея Абрамова. Коллегия СП выразила провинившемуся аудитору недоверие и представила Госдуме ходатайство о его отставке.

Заявление Степашина о введении в Счетной палате института внутреннего контроля прозвучало на фоне появившейся информации об аресте оперативниками ФСБ генерал-лейтенанта Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Бульбова. Высокопоставленного чиновника задержали вместе с заместителем начальника Управления собственной безопасности ФСКН. Именно Бульбов занимался скандальным делом "Трех китов" о контрабанде из Китая, которое также носило коррупционный характер.

Конечно, президент России в курсе принимаемых руководством СП и ФСБ решений об отставке или аресте высоких чинов. Его отношение к проблеме разросшейся в стране коррупции давно и хорошо известно, причем настолько, что, видимо, даже осчастливленная личной путинской поддержкой "Единая Россия" в своей предвыборной программе больше не говорит о борьбе с коррупцией как о приоритетной задаче, заменив ее "повышением эффективности государства - уникальной цивилизации". Остается надеяться, что цивилизация наша уникальна хотя бы уже тем, что понимание важности истребления коррупции теперь имманентно присуще чиновникам как с партбилетами, так и без.

Однако в преддверии выборов, по давней российской традиции, можно ожидать различных эксцессов, перегибов и появлений самобичующихся "унтер-офицерских вдов" в ходе борьбы за чистые совесть и руки. Одной из первых ласточек уже стала Счетная палата. В 2003 г., также накануне выборов в Госдуму, уже проводилась антикоррупционная кампания. Тогда ее объектами стали оборотни в погонах. Сегодня упор делается на оборотней во власти. Дня не проходит без сообщения о предъявлении обвинения во взяточничестве и злоупотреблении властью муниципальным и региональным чиновникам. Последний такой случай был зафиксирован во Владивостоке: там непосредственно в момент получения взятки вместе с сотрудником СП Климантовым задержан первый замглавы администрации города Дубовицкий.

Тема борьбы с коррупцией по понятным причинам активно используется в риторике российских политиков. Миронов уже высказывал предложение о необходимости введения дифференцированного налога на роскошь и создания отдельной инспекции по контролю за крупными налогоплательщиками из категории физлиц и даже собирался отстаивать эту инициативу в стенах Госдумы. Если бы дело дошло до рассмотрения законопроекта, в России стало бы на 450 "унтер-офицерских вдов" больше. Против предложения Миронова выступил руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин. Глава РСПП высказал опасения, что в этом вопросе можно перегнуть палку, поскольку крупные налогоплательщики - физические лица, как правило, являются руководителями крупных и публичных компаний и проходят аудит в солидных международных фирмах.

Опасения Шохина вполне понятны: даже если к каждому крупному налогоплательщику приставить персонального налогового инспектора, нельзя исключить вероятность того, что очень скоро возникнет необходимость и в персональном ревизоре для инспектора. Если уж Счетная палата, и МВД, и ФСБ оказались не безгрешны, можно будет понять и налогового инспектора...

Выбор читателей