Миронов изобрел новую формулу любви

Наблюдатели гадали, как поведет себя лидер "эсэров" после сенсационной трансформации списка "Единой России". Те, кто ожидал суицида, ошибались: спикер СФ нашел способ и дальше цепляться за образ Путина




Наблюдатели гадали: как поведет себя после сенсационной трансформации списка единороссов лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. Учитывая, что вся предвыборная стратегия "эсэров" базируется на гипотезе о взаимной любви с нынешним президентом, решение последнего возглавить список ЕР нанесло конкурирующей фирме колоссальный удар. Политологи заговорили о том, что шансы СР на попадание в Думу резко снизились. На Миронова "жалко было смотреть", рассказал директор Института политических исследований Сергей Марков. Депутат Госдумы Владимир Семаго предложил фракции "эсэров", не мудрствуя лукаво, устроить самороспуск и влиться в ряды единороссов, чтобы "улучшить политическую конъюнктуру". В меру сил посочувствовал "обанкротившейся" "Справедливой России" и Дмитрий Рогозин, отметив, что "это уже не вторая нога власти, а что-то, что между ногами болтается". "Тяжело представить, как бедняга Миронов, прославившийся чудесами лести, будет оппонировать Путину. Проект "Справедливая Россия" сегодня умер. И "родинцам" остается только принять решение об окончательном коллективном выходе из СР, теперь роль этой партии совершенно непонятна, – констатировал Рогозин. - Справедроссы, которые утверждают, что они тоже "партия Путина", попросту обманывают избирателей. Теперь Сергею Миронову остается сделать акт политического самоубийства. Я бы предложил ему сбрить бороду и вместе с Шаргуновым выйти из тройки своего списка".

Но тех, кто ожидал суицида, постигло разочарование: "эсэры" дали понять, что так просто от президента не отстанут. Вчера Миронов пообещал, что "лично будет содействовать тому, чтобы Владимир Путин баллотировался на высший государственный пост в 2012 г.", причем выдвинет его кандидатуру именно СР.

Со стороны подобные попытки вскочить на уходящий поезд, спекулируя на будущем президента (раз уж эксплуатировать его настоящее теперь проблематично) выглядят предельно убого, подтверждая полную несостоятельность СР как партии, которая без Путина ничто. Однако со слов Миронова получается, что все ровно наоборот: это без его, мироновской, протекции о возвращении на свой пост Владимиру Владимировичу через четыре года можно будет только мечтать. Странно, что при таком могуществе за "партию Миронова", согласно опросу ВЦИОМ, готовы проголосовать 2% россиян, а за "партию Путина" - 55%. Ситуация отчасти напоминает правый "Горизонт-2017" - именно тогда лидер СПС Никита Белых грозился захватить власть в стране. Мол, сейчас звезды складываются не лучшим образом, но вот через десяток лет народ оклемается и поймет, что без правых дальше - никак. Но с СПС, как говорится, все понятно, а вот "партию с претензиями" подобная маргинальная логика "отвергнутой любовницы", тешащей себя несбыточными надеждами на будущее, может только унизить.

Кстати, к огорчению Миронова, затея с выдвижением Путина в 2012 г. от СР может провалиться (причем не только потому, что к этому времени от партии может не остаться и следа). По мнению наблюдателей, намерения действующего главы государства оставаться беспартийным вскоре переменятся, о чем свидетельствуют и недавние заявления Дмитрия Медведева о партийном президенте. "Это был ясный сигнал, что Путин все-таки возглавит ЕР. В дальнейшем он будет создавать систему государственной машины со множеством противовесов. В политическом же плане будет только одна партия, полностью подконтрольная Путину и, в частности, гарантирующая ему возможность возвращения в 2012 году или раньше", - считает Рогозин.

Положение Миронова осложняется еще и тем, что оппонировать ЕР придется, а как это делать - совершенно не ясно. Лидер СР уже пообещал, что его партия не будет делать никаких корректировок в своей предвыборной кампании в связи с решением президента возглавить список единороссов: "мы были, есть и будем в оппозиции к "Единой России". Учитывая, что последняя проводит в жизнь "план Путина", интрига обещает быть захватывающей.

Вообще, если следовать мироновской трактовке последних событий, Путин сделал СР великое одолжение: теперь ее рейтинг непомерно возрастет. (Раньше лидер СР предрекал прохождение в Думу трем партиям – своей, ЕР и КПРФ; теперь упоминает лишь две первые). С чего бы это вдруг – совершенно не ясно. Все путаные объяснения сводятся к тому, что "монополия одной партии привела к развалу СССР и два раза на одни грабли никто наступать не будет", а своим решением касательно ЕР президент "начал формирование в стране двухпартийной системы".

Остается только предположить, что на самом деле это "Единая" дышала на ладан (в блестящих перспективах "Справедливой" кто бы сомневался), и Путин, возглавив список ЕР, буквально вытащил ее с того света, чтобы СР через два месяца не осталась у руля власти в гордом одиночестве. Собственно, спикер Совфеда эту бредовую версию полностью разделяет: президент, по его словам, "решает государственные задачи, попутно спасая "Единую Россию", возглавить которую пришлось, "в том числе под влиянием невысокого рейтинга ЕР" (не превышающего, по оценкам Миронова, 25%). Как бы там ни было, теперь ЕР может рассчитывать на все 60 - 70% (кое-кто предсказывает и больше), чего про партию Миронова никак не скажешь.

Между тем аналитики склонны расценивать жест Путина как переход не к двухпартийной, а к однопартийной системе. Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что все остальные политические организации, рассчитывающие попасть в парламент, должны будут активизировать партийное строительство: "им всем теперь нужно что-то придумать, чтобы сохраниться при резко усилившейся "Единой России". Что касается шансов СР на прохождение в Думу - они, убежден Хомяков, сейчас "под вопросом".

Мнение о том, что двухпартийная система в России "не получается, несмотря на изначальное желание Путина ее создать", разделяет и Сергей Марков: "коммунисты не трансформируются влево", а "Справедливая Россия", вместо того чтобы стать настоящей партией левого фланга, погрязла "в скандалах и склоках". По прогнозу Маркова, вместо двухпартийной системы в России будет складываться "система с доминантной партией": "Есть негативные примеры такой власти: в частности, у нас есть огромный негативный опыт однопартийной системы. Но есть и позитивные примеры Христианско-демократической партии Италии, Либерально-демократической партии Японии и Социал-демократической рабочей партии Швеции".

Выбор читателей