Грузинский режим ждет международный трибунал

В эксклюзивном интервью "Yтру" генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев рассказал о том, что делается в республике сегодня для привлечения внимание международного сообщества к теме геноцида осетин




Эксклюзивное интервью с генеральным прокурором Республики Южная Осетия Таймуразом Хугаевым.

"Y": Южная Осетия давно пытается привлечь внимание международного сообщества к теме геноцида осетин со стороны Грузии. Парламент РЮО еще в апреле 2006 г. принял в окончательном чтении "Декларацию о геноциде южных осетин в 1989 - 1992 годах". Согласно заключению специалистов в области права, документ соответствует международным нормам. Что делается властями республики в этом направлении сегодня?

Т.Х.: Прокуратурой Южной Осетии отслеживаются все преступления, которые совершались грузинской стороной с 1989 года. Уголовные дела находятся в стадии обработки и подготовки к тому моменту, когда появится возможность создать Международный трибунал по геноциду в Южной Осетии. Геноцид, как преступление против человечества, должен быть расследован именно на международном уровне, ответственность за него наступает по международному праву. Мы скрупулезно занимаемся фиксацией всех фактов и в нужный момент передадим материалы в Международный трибунал. Я уверен, что мы дождемся этого времени. Наш парламент дал политико-правовую оценку геноциду осетинского народа, а мы, со своей стороны, занимаемся отслеживанием доказательств всех преступлений, совершенных грузинской стороной.

С юридической точки зрения все дела достаточно типичны: убийства, уничтожение имущества, незаконные задержания и похищения людей. Они фиксируются в массовом порядке и являются формами (проявлениями) геноцида. В 2004 г. правительство Саакашвили безуспешно пыталось силовым путем разрешить конфликт с Южной Осетией, избрав политику государственного терроризма. Если при геноциде этнос уничтожается по национальному признаку, то государственный терроризм преследует практически те же цели, только с навязыванием политической воли. В этой связи мы даем отдельную оценку всей цепочке преступлений, которые происходят с 2004 года.

У нас заведено уголовное дело, в которое сведено более 150 эпизодов, в основном, убийства и похищения. Также в обширном перечне противоправных действий грузинской стороны – незаконное перекрытие дорог, водопроводов, других жизненно важных объектов. В Тбилиси стараются создать невыносимые условия жизни для граждан РЮО с одной целью – навязать политическую волю в решении грузино-осетинского конфликта. В подавляющем большинстве случаев нам известны как организаторы, так и непосредственные исполнители преступлений. К сожалению, до организаторов мы добраться не можем – они занимают высокие должности в Тбилиси. Но по ряду эпизодов правосудие восторжествовало: фигуранты задержаны и осуждены.

При этом никаких контактов с правоохранительными органами Грузии достигнуть не возможно. С нашей стороны были неоднократные попытки установить рабочие отношения с грузинскими правоохранительными органами для решения ежедневных насущных задач хотя бы по борьбе с криминалом. Но они на это не идут, а любые контакты пытаются превратить в политику.

"Y": В сентябре Грузия пыталась организовать "марш мира" на Цхинвал, но отказалась от этого, поскольку не набралось достаточно желающих. Неужели в Тбилиси так и не научились извлекать уроки из недавней истории?

Т.Х.: История Грузии повторяется в виде кровавых ошибок. Поход на Цхинвал 23 ноября 1989 г., инициированный Звиадом Гамсахурдиа, вызвал войну. Многотысячная толпа, которую не пустили в город, разбрелась по окрестным селам и начала заниматься убийствами и поджогами. Осетинское население изгонялось из своих домов. Цхинвал был взят в осаду, обстреливался из тяжелого вооружения.

То же самое грузинские власти хотели спровоцировать и в сентябре 2007 г., хотя официально они открещивались от этого похода. Тем не менее мы знаем, что так называемый "марш мира" был разработан по сценарию спецслужб Грузии. Но провокация не состоялась, потому что сейчас уже не 1989-й год. Южная Осетия имеет в своем распоряжении достаточно сил и средств для того, чтобы не допустить повторения трагедии.

"Y": Тбилиси пытается действовать и политическими методами, придумав "альтернативное правительство" во главе с Санакоевым.

Т.Х.: Дмитрий Санакоев скрывался от правоохранительных органов Южной Осетии, был объявлен в розыск. В отношении него возбужден ряд уголовных дел по присвоению государственных средств и злоупотреблению должностями полномочиями. Будучи главой Минобороны республики, он занимался незаконной выдачей кредитов, так что уголовное дело возбуждено еще и по факту незаконной банковской деятельности Санакоева.

Так называемое "правительство Санакоева" является классической марионеточной структурой. На территории Южной Осетии, временно оккупированной Грузией – в селах грузинского анклава, действует местное самоуправление, которое решает реальные вопросы. К таковым органам власти "правительство Санакоева" не относится. В конституции Грузии оно не прописано. Так что все является "проектом" главы грузинского МВД Мерабишвили. Вся ответственность за провокации, которые осуществляются в отношении Южной Осетии и ее граждан с этих неподконтрольных территорий, ложится на Санакоева с того момента, как указом Саакашвили его объявили "главой временной администрации Южной Осетии". На самом деле, властям Грузии нужна только земля Осетии, им не нужны осетины на этой земле.

"Y": Возбуждаются ли уголовные дела в отношении конкретных лиц во властных структурах Грузии, которые отдают приказы о противоправных действиях в отношении граждан Южной Осетии?

Т.Х.: В прокуратуре Южной Осетии возбужден ряд таких уголовных дел. В частности, в отношении Ираклия Окруашвили было возбуждено дело по факту незаконного задержания российской колонны на территории грузинского анклава. Также возбуждено уголовное дело по факту минометного обстрела в день празднования 15-летия независимости Южной Осетии. Как установлено в ходе следствия, руководил обстрелом города и отдавал приказы старший воинский начальник от грузинской стороны Паата Бедианишвили. Есть еще ряд персонажей, участие которых в преступлениях установлено. Рано или поздно они понесут наказание.

Выбор читателей