Иракский капкан

В оставшийся период президентства Джорджа Буша решение иракской проблемы не сдвинется с мертвой точки: разгул терроризма в стране не прекратится, а американцы продолжат подсчитывать человеческие и финансовые потери


ФОТО: AP



Американское военное командование в Ираке сегодня сообщило, что подразделения наземных войск и авиация коалиции нанесли удары по позициям боевиков "Аль-Каэды" в районе озера Тартар, в 120 км к северу от Багдада. В результате атаки были уничтожены 19 боевиков, также погибли 15 женщин и детей, находившихся рядом с ними. Представитель международных сил заявил, что командование сожалеет о гибели гражданских лиц и преследует цель освобождения Ирака от терроризма.

Это далеко не первый случай гибели представителей гражданского населения в результате действий сил коалиции. Со времени свержения президента Хусейна, которое было с радостью воспринято большинством иракцев, отношение к союзникам претерпело значительные изменения. Помимо подобных инцидентов, в большой степени это связано с особенностями политики, проводимой вашингтонской администрацией в Ираке. Основное неприятие в иракском обществе вызывает то, что США навязывают стране свои представления о том, как должно быть устроено государство, не стараясь вникнуть в специфику местного менталитета и политических традиций. После окончательной оккупации в стране была установлена власть непопулярного среди большинства иракцев Джалала Талабани, который фактически стал исполнителем воли США. Сегодня всем очевидно, что истинная цель вторжения - установление американского контроля над нефтегазовыми ресурсами Ирака и военное присутствие в этом, принципиально важном для Вашингтона, регионе. Кроме того, американцы и их союзники порой крайне некорректно обходятся с местным населением: известны случаи пыток и насилия.

Такие действия оккупационных сил вызывают отторжение у многих жителей Ирака и подталкивают их к ответным действиям. Сегодня в стране присутствуют едва ли не все известные организации, занимающиеся террористической деятельностью, и недостатка в желающих пополнить их ряды не наблюдается. Кроме того, нарастает влияние радикального ислама, что представляет собой особую опасность для США в свете борьбы с религиозным экстремизмом. Помимо этого, обостряются межэтнические противоречия. Некогда жестко контролируемое, унитарное государство сегодня представляет собой политическое образование, напоминающее конфедерацию. Фактически страна долгое время балансирует на грани войны между арабами-суннитами и арабами-шиитами. Относительная стабильность сохраняется только в северных районах Ирака, где компактно проживают курды. Они предпочитают не вмешиваться в межарабский конфликт, живут достаточно обособленно и рассчитывают на получение независимости.

Тем временем количество потерь, понесенных американскими Вооруженными силами в ходе иракской операции, приближается к четырем тысячам. Боевые действия еженедельно обходятся бюджету США в $2 млрд, в то время как экономическое положение страны сегодня трудно назвать блестящим. Война в Ираке привела к рекордному падению популярности президента Джорджа Буша и Республиканской партии в целом, что не может не отразиться на результатах выборов главы государства, намеченных на следующий год. Но самое главное, что усилия США и их союзников в Ираке не дают желаемых результатов, так как обстановка в стране остается крайне сложной и сегодня нет никаких оснований ожидать стабилизации. Насколько долго может сохраняться такая ситуация?

Демократическая партия США давно призывает президента приступить к выводу войск из Ирака, однако администрация Буша настаивает на продолжении операции. Очевидно, что для президента окончание войны в сложившихся условиях означало бы признание того, что им была совершена крупнейшая политическая ошибка. Помимо того, что химерой оказались утверждения о наличии у Саддама Хусейна ядерного оружия, вывод войск будет фактически означать военное поражение Вашингтона.

С другой стороны, было бы ошибочным полагать, что окончание операции окажется безболезненным для США и Ближнего Востока. Режим Талабани и Аль-Малики держится только за счет присутствия войск коалиции, а в случае их ухода это правительство вряд ли продержится долго. В стране неминуемо начнется кровопролитная гражданская война, последствия которой ощутят на себе все страны региона и государства, имеющие интересы на Ближнем Востоке. К тому же, учитывая рост экстремистских настроений в Ираке, в результате к власти может прийти сила, еще менее приемлемая для США, чем режим Саддама Хусейна.

Очевидно, что в оставшийся период президентства Джорджа Буша решение иракской проблемы не сдвинется с мертвой точки: разгул терроризма в стране не прекратится, а американцы продолжат подсчитывать человеческие и финансовые потери. В то же время вряд ли демократы не понимают, к чему приведет вывод войск. В Ираке нет силы, способной самостоятельно удерживать власть над всеми тремя национальными группами. В связи с этим в политических кругах США все чаще говорят о возможности разделения государства по этно-конфессиональному признаку. Курды давно ожидают возможности заявить о своей независимости, а мнение арабов по этому вопросу пока не известно. Но даже если предположить, что сунниты и шииты готовы мирно разойтись, то как производить территориальное деление, ведь в стране много районов со смешанным населением. Не приведет ли это к новым столкновениям? Пока вопросов больше, чем ответов. Это означает, что следующей американской администрации Ирак доставит не меньше проблем, чем нынешней.

Выбор читателей