По Венере бьют земные молнии

В атмосфере Венеры из кислотных облаков бьют молнии, чрезвычайно похожие на земные. Это открытие, совершенное с помощью приборов межпланетного зонда, позволило разрешить споры, длившиеся 30 лет

Венера, которую в шутку называют "испорченной сестрой Земли", давно вызывает огромный интерес у ученых. Состав атмосферы планеты, скорость ее вращения, структура поверхности - все это еще ждет своего исследователя и сулит множество удивительных открытий. До сих пор исследователям приходилось опираться исключительно на астрономические данные: исследование Венеры на более близком расстоянии представлялось невозможным из-за царящих на ней суровых условий. Изменить ситуацию помог межпланетный зонд Venus Express, который в настоящее время находится на орбите Венеры.

Данные, полученные с аппарата Европейского космического агентства, позволили разрешить давно занимавший ученых вопрос о природе необычных вспышек, зарегистрированных в атмосфере Венеры. Полученные с помощью магнитной антенны зонда данные подтвердили: это электрические разряды. Молнии, бьющие в поверхность второй от Солнца планеты, возникают на высоте около 56 км в облаках, состоящих из кислоты.

Сделанное открытие представляется чрезвычайно важным. Дело в том, что молнии, аналогичные венерианским, некогда способствовали зарождению жизни на Земле. По крайней мере, так утверждает одна из теорий. Согласно ей, разряды атмосферного электричества насыщали доисторический океан, тем самым делая возможным появление в нем первых одноклеточных существ.

Правда, стоит заметить, что зарождение жизни на Венере абсолютно невозможно. Сама атмосфера этой планеты смертоносна для всего живого: она примерно на 95% состоит из углекислого газа, который способствует нагреванию планеты до 460°С . Так что планета, названная именем богини любви, даже горячее Меркурия, который расположен вдвое ближе к Солнцу. Добавим к этому, что атмосфера настолько плотна, что передвижение по грунту представляло бы собой то же самое, что ходьба под километровой толщей воды в земных условиях, а легкий бриз, дунувший в лицо, на Венере будет подобен удару грузовика.

Российские эксперты высоко оценивают результаты, полученные европейскими коллегами. "Первые важнейшие результаты "Венеры-Экспресс" касаются сложной динамики венерианской атмосферы, - пояснил журналистам научный координатор проекта "Венера-Экспресс", сотрудник Института исследований Солнечной системы Общества им. Макса Планка (Германия) и Института космических исследований Дмитрий Титов. По его словам, наблюдения, проведенные с помощью космического аппарата, сделали понятными структуру и движение атмосферы от верхних слоев и практически до поверхности. "В результате мы можем построить лучшую на сегодняшний день глобальную температурную карту атмосферы планеты. Уже сейчас эти данные помогают нам понять глобальную динамику и метеорологию Венеры", - отметил Титов.

Именно Венера, несмотря на столь непростой ее характер, по мнению многих экспертов, в будущем станет объектом космической экспансии человечества. Под поверхностью этой планеты скрываются огромные залежи полезных ископаемых - в том числе, таких редких, как свинец и висмут. Правда, до них еще нужно добраться.