Москва распрощается с пробками

Проблемы дорожных пробок, с которыми приходится сегодня сталкиваться московским автомобилистам, не вечны. Убедиться в этом столичным водителям предстоит уже в самые ближайшие годы




Уходящий год выдался для Москвы особенным во многих отношениях. В частности, на него пришелся пик прироста городского автомобильного парка, обернувшийся невиданными доселе дорожными пробками. Надвигающейся угрозе транспортного коллапса городские власти подготовили радикальный ответ в виде масштабного обновления столичной транспортной системы.

Существующая транспортная система Москвы создавалась в те годы, когда проектировщики даже не помышляли о том, что по прошествии нескольких десятилетий счет автомобилей на столичных улицах пойдет на миллионы. Однако последние несколько лет коренным образом изменили эти представления. "Долго не имея возможности обзавестись автомобилем, многие москвичи сейчас имеют и две, и три машины в семье. Не расстаются даже с самыми старыми. Такого, конечно, невозможно было предусмотреть ни в одном плане", – поясняет сложившуюся ситуацию первый заместитель мэра Москвы, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин.

В последнее время довольно часто можно услышать высказывания о том, что строительство новых дорог практически не влияет на ситуацию с пробками. На самом деле этот весьма неоднозначный вывод был сделан экспертами в отношении североамериканских мегаполисов с продольно-поперечной схемой дорожного движения. При наличии определенных преимуществ перед радиально-кольцевой организацией движения (Москва и ряда крупных городов Европы), она, в силу своих структурных особенностей, действительно практически не поддается совершенствованию. В Москве ситуация обстоит прямо противоположенным образом: при не самой удачной схеме организации движения, город испытывает недостаток транспортных артерий, которые просто не были предусмотрены прежними Генпланами. Поэтому, в отличие от того же Нью-Йорка, где из-за высокой плотности дорожной сети строительство новых магистралей уже практически не влияет на транспортный поток, Москве они необходимы как воздух.

По этой причине в основу программы модернизации московской транспортной сети положена реконструкция прежних и строительство новых радиальных трасс, а также их дополнительная связка посредством Четвертого транспортного кольца и так называемых хорд, или рокад.

На сегодняшний день основными объектами этой программы являются создаваемый "с нуля" Звенигородский (Краснопресненский) проспект и Ленинградское шоссе ("Большая Ленинградка"). Несмотря на то что работы на этих направлениях начались не так давно, некоторые наиболее сложные участки магистралей уже готовы к эксплуатации. "Завершено строительство тоннелей в Серебряном Бору, ввод в эксплуатацию которых, равно как и нового моста через Москву-реку позволит к концу года открыть движение по Звенигородскому проспекту от Мневников до Московской кольцевой автодороги, – говорит Владимир Ресин. – На реконструируемой Ленинградской магистрали открыто рабочее движение в сторону центра по тоннелю в районе Сокола. Полностью эта развязка заработает также в конце года".

Что касается Звенигородского проспекта, часть которого будет сдана в эксплуатацию до конца этого года, то магистралей, сопоставимых с ней по технической сложности и количеству уникальных инженерных сооружений, в России не существует. Беря начало от Кудринской площади, проспект пройдет по Красной Пресне, плавно перетечет в Звенигородское шоссе и по улице Мневники выйдет на проспект Маршала Жукова. В районе Крылатских Холмов трасса пересечет Москву-реку, пройдя по уникальному вантовому мосту, после чего спустится в тоннель под Серебряным Бором и выйдет на поверхность около МКАД.

Главными "достопримечательностями" Звенигородского проспекта являются вышеупомянутый вантовый мост (получивший название Живописного) и тоннель, проложенный под Серебряным Бором. Сооружение представляет из себя два двухуровневых полуторакилометровых рукава, расположенных на глубине от 20 до 40 метров. Верхний ярус подземных сооружений предназначен для движения автомобилей, которое будет осуществляться по трем рядам в каждую сторону. В нижней части тоннеля пройдет линия метро. Живописный мост можно отнести к разряду уникальных сооружений. Закрепленные на стометровой металлической арке ванты прочно удерживают балку жесткости нового моста. Общая длина мостового перехода равна 1400 метрам. Ширина судоходного пролета составляет 80 м, чего вполне достаточно для беспрепятственного осуществления навигации на этом участке реки.

Не менее активно ведутся строительные работы и на другом первоочередном объекте – "Большой Ленинградке". На днях здесь должен состояться пуск второй части тоннеля, соединяющего Ленинградский проспект и одноименное шоссе в районе станции метро "Сокол". Первая ветка тоннеля, обеспечивающая движение из области в центр, была введена в эксплуатацию около месяца назад. На втором этапе строительства будет сооружена подземно-наземная развязка с Волоколамским шоссе. Кроме того, в настоящий момент завершаются работы в тоннеле, соединяющем улицы Балтийская и Алабяна. Главной особенностью этого тоннеля является то, что он впервые в московской практике будет проложен под действующей линией метро. Все работы по его строительству будут закончены в 2008 - 2009 годах.

"Большая Ленинградка" и Звенигородский проспект – наиболее крупные и важные элементы программы по реконструкции транспортной системы Москвы. Однако сама программа этим отнюдь не исчерпывается: работы ведутся на Дмитровском шоссе, Крестовском путепроводе и первоочередных участках Четвертого транспортного кольца от Щелковского до Измайловского шоссе.

Как говорит известная поговорка, не разбив яиц, не приготовишь омлет. Развернувшиеся по всему городу работы по строительству и реконструкции транспортных магистралей не могут не создавать неудобств для автомобилистов. Реконструкция Крестовского путепровода, приведшая к многочасовым пробкам практически на всем протяжении проспекта Мира, уже успела стать притчей во языцех. Между тем мало кто из томящихся в этой пробке водителей задумывался о том, что главной причиной ремонта путепровода стала его ужасающая ветхость. По расчетам экспертов, через несколько лет над сооружением нависла бы реальная угроза разрушения. Это означает, что строители с чистой совестью могли бы закрыть на ремонт весь мост, полностью перекрыв движение по одной из важнейших магистралей города. Однако, исходя из ситуации, работы решено вести частями, без полного перекрытия движения. Об этом нелишне помнить всем любителям винить строителей в излишней нерасторопности.

На сегодняшний день, результаты огромной работы по модернизации транспортной системы видны лишь частично. Однако довольно скоро ситуация изменится. Автомобильный бум – явление не постоянное, и довольно скоро (в срок от одного до трех лет) прирост столичного автопарка будет сведен к минимуму. Общее количество автомобилей на улицах города постепенно перестает расти, новые машины будут приобретаться взамен старых, а не вдобавок к ним. К этому моменту москвичам будет предоставлена обновленная и расширенная дорожная сеть, способная принять весь разросшийся автопарк.

Выбор читателей