Хиддинка испортил финансовый вопрос

Уже несколько месяцев болельщиков успокаивают: все в порядке, новый контракт с Хиддинком будет, осталось лишь согласовать некоторые "технические" детали. Теперь становится ясно, что это за детали


ФОТО: AP



Ну вот, наконец-то, и начал понемногу проясняться вопрос о будущем сборной России и ее нынешнего главного тренера Гуса Хиддинка. Уже несколько месяцев нас успокаивают: ребята, все в порядке, новый контракт с голландцем будет, осталось лишь согласовать некоторые "технические" детали. Теперь становится ясно, что это за детали.

Как известно, первое сообщение о продлении контракта с Хиддинком до 2010 г. поступило от президента РФС Виталия Мутко незадолго до московского матча с Англией. Уже одно это настроило на оптимистический лад, ведь было очень важно именно то, что решили не дожидаться исхода судьбоносной встречи. Собственно, исход-то, не будем лукавить, всем казался предрешенным, а потому заявление Мутко прозвучало как признание заслуг тренера, высокая оценка результатов его работы, никак не связанная с количеством набранных очков. Мол, даже если не попадем на Евро-08 - не беда, сборная все равно движется в правильном направлении, и менять вектор движения мы не намерены.

Хиддинк, поначалу не подтверждавший эту информацию, через какое-то время тоже начал уверять: в целом все в порядке, остались мелочи. Но вот теперь оказывается, что не такие уж и мелочи. "Известия" накануне распространили заявление Сергея Капкова, председателя правления фонда "Национальная академия футбола", являющегося гарантом выполнения контракта Хиддинка. Капков заявил следующее: "Я не исключаю, что соглашение Хиддинка с РФС продлено не будет. Наш фонд выполнял и выполняет все обязательства перед тренером сборной. В том числе платит налоги в России, а Хиддинк получает оговоренную сумму, что называется, "чистыми". Но на голландское законодательство мы повлиять не можем. Если бы Хиддинк жил в России более 180 дней в году, дело бы ограничивалось только нашими налогами. Но в нынешней ситуации могут возникнуть вопросы и у голландских налоговых служб. Повторюсь, наш фонд будет выполнять все требования контракта, но сейчас я отнюдь не уверен, что стороны придут к соглашению".

Так вот где собака зарыта! А нас-то до последнего момента потчевали рассказами о том, что "технические" детали имеют непосредственное отношение к футболу. Мол, Хиддинк требует от РФС улучшить условия работы сборной: построить, наконец, собственную тренировочную базу, четко регламентировать отношения с клубами, чтобы ему не приходилось драться за каждый лишний день сбора, и так далее. Что ж, все это можно было понять: действительно, насущные деловые вопросы. Впрочем, деньги – это, как ни крути, тоже вопрос насущный. И деловой – куда уж деловее...

С презренным металлом, как известно, у Хиддинка издавна отношения непростые. Признаюсь, два года назад, когда РФС только объявил о достигнутой договоренности с тогдашним тренером сборной Австралии, я до последнего момента не мог поверить, что Хиддинк действительно приедет к нам. И потом долгое время удивлялся: как же все-таки это произошло? Но в тот момент, когда выплыли наружу его проблемы с налогами в Голландии, все стало ясно. Наверняка руководители "Национальной академии футбола" (уж не знаю, благодаря чему – обширным ли связям, разветвленной сети информаторов, умелой разведывательной работе), приступая к переговорам с Хиддинком, были в курсе его сложностей. Вероятно, именно поэтому и сумели сделать такое предложение, от которого именитый тренер не мог отказаться, хоть его были бы счастливы видеть во многих куда более солидных сборных, чем наша... Ну да ладно, это дело прошлое, и даже если в чем-то мои суждения ошибочны, ничего страшного. А вот полная неясность в отношении будущего пугает. Ведь так все вроде бы хорошо складывалось. Но, как видно, слишком уж хорошо для того, чтобы продолжаться долго.

Капкова можно понять: одно дело добавлять к и без того немаленькой зарплате тренера 13% налога, чего требует российское законодательство в отношении резидентов (то есть тех, кто проводит в стране в течение года более 180 дней), и совсем другое – 30%, как в отношении нерезидентов. Ну, а если Хиддинку придется платить налоги на родине (но ведь где-то обязательно придется платить), налог вообще возрастет до 50%, а то и больше. Ясно, что выбрасывать на ветер такие деньги никому не захочется.

С другой стороны, в момент заключения контракта от Хиддинка, вероятно, не требовали превращаться в резидента, а значит, могли предположить, что ко дню заполнения налоговой декларации этот вопрос непременно возникнет. Можно понять и тренера, рассуждающего со своей колокольни: обещали "чистыми" – так и платите "чистыми", а налоговые вопросы решайте сами, я тут ни при чем. Замкнутый круг, в общем.

И тут уж не знаешь, что и кому посоветовать, кого и к чему призвать. Тренера – к тому, чтобы перестал крохоборничать и из-за нескольких лишних процентов не бросал нас на произвол судьбы? Его работодателей – к тому, чтобы бросили мелочиться и пошли на все, лишь бы сохранить бесценного специалиста?.. Остается только радоваться тому, что принимать решение в данном непростом случае должен кто-то другой, а не мы с вами. И, вместе с тем, огорчаться тому, что судьба нашей многострадальной сборной вновь туманна.

Выбор читателей