ХАМАС начинает и проигрывает

ХАМАС хотел навлечь гнев палестинцев на Аббаса, заработав на этом политический капитал. Но в итоге не выдержал тягот блокады и фактически был вынужден обратиться к нему за посредничеством


ФОТО: AP



Начиная с прошлой пятницы противостояние Израиля и группировки ХАМАС, управляющей Сектором Газа, фактически вылилось в осаду палестинского территориального образования. Тель-Авив испытал новую тактику противодействия палестинцам в ответ на их обстрелы израильских населенных пунктов. Как заявило руководство ХАМАС, в ночь на понедельник на электростанции, снабжавшей энергией палестинские районы, была использована последняя партия топлива, после чего населенные пункты арабских территорий погрузились в кромешную тьму. В понедельник с раннего Yтра жители Газы выстроились в длинные очереди за продуктами питания, а руководители противоборствующих сторон приступили к обмену обвинениями. Во вторник, отчасти из-за давления со стороны мирового сообщества, израильские власти произвели разовое открытие границы с Сектором Газа, для того чтобы палестинцы смогли пополнить запасы горючего, медикаментов и продовольствия.

Между тем, по убеждению целого ряда высокопоставленных чиновников из Тель-Авива, масштаб проблемы сильно преувеличен, так как в Секторе Газа имеются значительные резервы топлива. И руководство группировки попросту спекулирует сложившейся обстановкой, преследуя собственные политические цели. Ни для кого не секрет, что члены ХАМАС настроены враждебно по отношению к Израилю и всеми возможными способами стремятся представить еврейское государство в качестве агрессора.

Но сложившуюся ситуацию нельзя рассматривать в отрыве от конфликта между этой организацией и ФАТХ, возглавляемого лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом. ФАТХ, обладающий властью на Западном берегу, получает немалую международную помощь и вовлечен в большой переговорный процесс с Израилем, проходящий под патронажем США, России, Евросоюза и ООН, в то время как ХАМАС фактически остался вне игры. В то же время, руководство группировки не раз заявляло о своих амбициях на лидерство и нельзя исключать, что в связи с этим оно и сделало ставку на радикализацию настроений палестинцев. В этом смысле провоцирование Израиля на жесткие меры в отношении жителей Газы вполне могло бы стать причиной дискредитации Аббаса, выступающего за продолжение диалога с Израилем.

Впрочем, сегодня налицо все признаки того, что если такой план у властей Газы и существовал, то его реализация не увенчалась успехом. На четвертый день блокады руководство ХАМАС сменило тон, призвав палестинцев "молиться об отмене блокады". Кроме того, с пятницы резко пошла на убыль интенсивность обстрелов: если до закрытия границ на территорию Израиля падало в среднем по тридцать ракет в день, то в минувшее воскресенье, накануне кризиса, было выпущено пять снарядов, а в понедельник – один. После достижения такого результата руководство Израиля наверняка испытало искушение продолжить акцию. Однако, поставив палестинцев в безвыходное положение, Тель-Авив рисковал перейти грань, за которой обстановка грозила выйти из-под контроля. Ситуация не была доведена до критической, но палестинцам дали понять, что в будущем такое развитие событий отнюдь не исключено.

Окончательным признанием поражения ХАМАС в этой фазе конфликта стала реакция его руководства на предложение Аббаса взять на себя ответственность за пограничные переходы между Израилем и Газой. Руководство Сектора заявило, что "готово изучить любую инициативу в отношении управления пограничными переходами в высших интересах населения Газы". В действительности можно говорить о том, что ХАМАС хотел навлечь гнев палестинцев на Аббаса, заработав на этом политический капитал. Но в итоге не выдержал тягот блокады и фактически был вынужден обратиться к нему за посредничеством.

После произошедшего Махмуд Аббас наверняка не упустит возможности укрепить свои позиции в палестинском обществе и постарается распространить влияние ФАТХ на Сектор Газа. Ведь теперь на его стороне симпатии не только спонсоров мирного процесса и Израиля, но и определенной части жителей Сектора, наиболее пострадавших от блокады. В свою очередь, ХАМАС в достаточной степени дискредитировал себя, подвергнув палестинцев испытаниям и продемонстрировав беспомощность в сложной ситуации. Вообще, позиции движения, которое, с одной стороны, отказывает Израилю в праве на существование, а с другой – призывает сограждан к молитве за то, чтобы эта страна открыла контрольно-пропускные пункты, должно быть, вызывает много вопросов у его рядовых сторонников.

Однако это поражение едва ли будет означать закат ХАМАС, так как в палестинском обществе остается высокий спрос на радикализм и непримиримость по отношению к Израилю. И тем не менее Тель-Авив на какое-то время обезопасил регионы страны, прилегающие к Сектору Газа, от ежедневных обстрелов. Теперь у политических противников Эхуда Ольмерта внутри Израиля на какое-то время станет меньше оснований для критики главы правительства.

Выбор читателей