Медики поставили убийства на конвейер

Российские медики не первый год удерживают лидерство по количеству врачебных ошибок. Эксперты утверждают, что единственный путь к спасению от преступной халатности и безответственности - переход на платную медицину




Российские медики не первый год удерживают печальное лидерство по количеству врачебных ошибок. Главной причиной такой ситуации в российском здравоохранении называют непрофессионализм медработников. Многие отечественные эскулапы понятия не имеют о новых методах диагностики и лечения, лекарственных препаратах, в конце концов, не умеют работать с компьютером. И у них, что самое страшное, отсутствует мотивация к повышению профессионального уровня.

Иногда складывается впечатление, что обвиняя в низких зарплатах государство, врачи мстят пациентам. Можно понять, когда работник "скорой помощи" неправильно ставит сложный диагноз пациенту, сраженному редким заболеванием, точно определить которое способны лишь признанные светила медицины. Но если тот же медик отказывается бесплатно везти в больницу пожилого человека с инсультом, недвусмысленно требуя взятку, а уже в отделении ему вместо реанимации приходится ютиться на лавочке в коридоре, потому что "нет мест, везите куда хотите", - тут уже о клятве Гиппократа говорить не приходится. И речь здесь идет о преступной безответственности.

Медицинский адвокат Лиги защитников пациентов Дмитрий Айвазян так прокомментировал "Новым известиям" ситуацию, в которой многие больные становятся не пациентами, а жертвами "скорой помощи": "Хотя официальной статистики по врачебным ошибкам на "скорой" не публикуется, их неоправданно много. По нашим подсчетам, на каждые десять вызовов приходится четыре - пять неверно выставленных диагнозов. Все эти нарушения в 90% случаев скрываются как самими врачами "скорой", так и медицинской администрацией. Нередко медицинские карты "скорой" переписываются или теряются. В таких случаях очень сложно разобраться, что случилось на самом деле".

То есть, проще говоря, каждому второму пациенту медработники ставят ошибочный диагноз. Зачастую это приводит к трагическим последствиям.

В конце сентября 2007 г. в одном из подмосковных райцентров диспетчер "скорой" приняла вызов к 50-летнему пациенту. Прибывший доктор обнаружил у него сильное кровотечение из отверстия в затылке. Пациент рассказал, что отверстие сделал лечащий врач для проведения терапии, но кровотечение появилось только сейчас. Все, что сделал работник "скорой", так это приложил ватку к затылку пациента. И уехал. Несмотря на то что кровотечение не останавливалось и больной сильно ослаб, госпитализацию ему никто не предложил. На следующий день коммерческая "скорая" доставила его в ведомственное медучреждение, где он скончался.

А в прошлом году в Москве 39-летний мужчина упал по дороге домой. Медики, не разобравшись с состоянием больного, вызвали на помощь бригаду реаниматоров. Те поставили диагноз "белая горячка". Спустя шесть часов его госпитализировали. В больнице мужчина, который, как выяснилось, был непьющим, скончался. Сознание он потерял от диабетической комы, а медики при перевозке в больницу внутривенно вливали ему раствор глюкозы, что и стало фатальной ошибкой.

Таких примеров можно приводить сотни и тысячи - количество жертв врачебных ошибок превышает все мыслимые границы. Айвазян в связи этим отмечает, что стандарты оказания скорой медицинской помощи в России не соответствуют европейским, а их выполнение лишь декларируют.

Не лучшим образом ситуация складывается и в отделениях больниц. Без мест в палатах остаются не только простые люди, но и многие известные персоны. Впрочем, только в том случае, если их не узнают. Так, знаменитый писатель Василий Аксенов, госпитализированный в тяжелом состоянии с инсультом, долгое время лежал в коридоре больницы. Медики занялись лечением Аксенова лишь когда узнали, кто он такой.

Что же до равнодушия к обычным пациентам, то это, к сожалению, уже норма во многих российских медучреждениях. В особенности это касается пожилых людей. Как рассказал один из врачей столичной "скорой помощи": "Звоним в отдел госпитализации "скорой помощи", а нам говорят: "Нет мест, везите куда угодно". И когда мы привозим человека с инфарктом в ближайшую больницу, они вынуждены его принимать. При этом первый из вопросов: "Возраст?" Считается, что пожилым, особенно с инсультами, в реанимации не место".

Самое любопытное, что, по данным консультанта Открытого института здоровья населения Кирилла Данишевского, мест в российских больницах предостаточно. "На тысячу человек у нас десять коек, в то время как на Западе не больше пяти. Недостаток мест объясняется не тем, что у нас все повально болеют, а тем, что их занимают здоровые люди. Дело в том, что в системе отечественного здравоохранения широко распространена необоснованная госпитализация. Скажем, пациенты с успешно прооперированным аппендицитом или женщины после родов у нас лежат по пять - шесть дней. А в Европе их выписывают уже на второй день", - рассказал Данишевский.

Здесь вся проблема опять упирается в финансирование. Дело в том, что в европейских странах больницы получают деньги за количество вылеченных пациентов, тогда как в России оплата зависит от количества занятых коек.

Что же до взяточничества в больницах, то оно, судя по всему, стало естественной реакцией на недооценку их труда, прежде всего, материальную, со стороны власти. Мало того, врачи, в случае халатного отношения к своим обязанностям, практически никакой ответственности не несут - за них отвечает государство. По мнению большинства экспертов, единственный выход из сложившейся ситуации - переход на платную медицину. Собственно, она уже сейчас практически платная. Даже вдвойне: в виде налогов и взяток.

Выбор читателей