МКС угрожает атака китайского спутника

Зампомощника госсекретаря США опубликовал доклад о том, что Международной космической станции надо маневрировать, чтобы не столкнуться с обломками китайского спутника

Американское правительство опубликовало отчет, в котором дан весьма неблагоприятный для Международной космической станции прогноз. По словам представителей Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства, возможно, придется производить маневры на орбите. В противном случае МКС может получить повреждения при столкновении с осколками китайского спутника.

Этот космический аппарат был разрушен вооруженными силами КНР в ходе проводимых ими в январе 2007 г. испытаний противоспутникового оружия. "Специалисты NASA считают, что для уклонения от обломков МКС придется маневрировать", - написал в своем докладе, опубликованном и распространенном в Вашингтоне накануне в пятницу, заместитель помощника госсекретаря США по уменьшению угрозы и контролю над экспортом Дональд Мэли.

Дипломат также заявил, что Соединенные Штаты уже были вынуждены предпринять определенные меры безопасности для защиты своих космических спутников от обломков разрушенного китайского аппарата. "Правительственная комиссия США проанализировала траектории движения спутников, МКС и осколков, выявив точки их потенциального пересечения, - отметил Мэли. - Чтобы снизить риск столкновения, нам пришлось произвести маневрирование американских космических аппаратов, включая контролируемую NASA систему Terra, которая позволяет вести наблюдение за состоянием Земли.

Картина ближайшего будущего, обрисованная в докладе американского дипломата, выглядит весьма плачевно: по словам эксперта, еще в течение нескольких десятилетий находящиеся в космическом пространстве обломки китайского спутника будут угрожать как пилотируемым полетам, так и беспилотным аппаратам. Американские власти, по их собственному утверждению, располагают данными о "более 2,6 тысяч отслеживаемых осколков и около 100 тысяч осколков, которые слишком малы для того, чтобы их можно было отследить".

В связи с этим Вашингтон не исключил возможности, что международное сообщество предъявит правительству КНР финансовые претензии в связи с нанесенным космической отрасли ущербом. "Китайские власти должны иметь в виду, что в соответствии с требованиями Конвенции 1972 г. о юридической ответственности Китай может понести ответственность за ущерб, вызваный осколками после этого испытания", - подчеркнул в своем докладе американский дипломат. Он также сообщил, что, по оценке США, обломки разрушенного китайского спутника сейчас составляют "более 40% всех обломков на низких орбитах".

По словам Мэли, после испытаний китайских противоспутниковых ракет американское правительство активизировало государственную военную программу Space Situational Awareness, которая предназначена для защиты орбитальной группировки и других космических активов США от противоспутникового оружия. "В ближайшие месяцы это будет ключевой темой для переговоров с нашими союзниками в рамках регулярных диалогов по космической безопасности", - отметил дипломат в своем докладе.

Дональд Мэли также упомянул о решении Конгресса, обязавшего Пентагон и спецслужбы разработать "стратегию защиты космических интересов США", на необходимости создания которой настаивает Администрация Белого дома. Цель поддерживаемого конгрессменами обеих партий законопроекта - обеспечить для США свободу действий в космосе.

NASA, между тем, пока занимается куда более мирными текущими проектами. В частности, сегодня сотрудники пресс-службы агентства объявили о своем намерении транслировать в открытом космосе песню легендарной группы The Beatles "Через Вселенную". Трансляция будет производиться посредством Deep Space Network - специальной системы антенн. Исходящий сигнал, скорость которого превысит 115 тыс. км/час, направят на Полярную звезду, которая находится на расстоянии 431 светового года от Земли.

Как сообщают представители NASA, данная культурная акция приурочена к 40-летней годовщине записи песни и к 50-ти летнему юбилею агентства по аэронавтике и космическим исследованиям. Трансляцию планируется начать 5 февраля в 03:00 по московскому времени. Экс-"битл" Пол Маккартни, узнав о проекте, назвал его "потрясающим". Across the Universe, судя по всему, станет первой прозвучавшей в космосе песней.