Евросоюз переваривает "особый случай"

Еще некоторое время все пошумят вокруг "косовского казуса", и все вернется на круги своя. А прецедентом для Европы станет самоуправство брюссельских чиновников и произвол Вашингтона


ФОТО: AP



За сутки, прошедшие с момента провозглашения независимости Косова, эту затею успели назвать "Мюнхеном XXI века", "камнем в фундаменте Великой Албании", "новой геоэкономической конструкцией" и "очередной победой европейских ценностей". Правда, само Косово почему-то по прежнему называют не иначе, как "черной дырой", "Восточным Тимором Центральной Европы" и "перевалочной базой азиатского наркотрафика".

Не зря, видно, первым государством, признавшим суверенитет Косова, стал Афганистан. Следом подтянулся путешествующий по Африке президент США Джордж Буш. Пролетая над границей Танзании и Руанды, он приветствовал решение Приштины и пообещал, что США непременно признают независимость Косова. Что, собственно, они и сделали: Кондолиза Райс уже поздравила "народ Косова с этим историческим событием".

Что касается Евросоюза, выступившего в роли главного спонсора косовской независимости, то он оказался расколот. Министры иностранных дел стран-членов ЕС, собравшиеся 18 февраля в Брюсселе, так и не смогли выработать единую позицию по косовскому вопросу. Ведущие европейские государства – Великобритания, Германия, Италия, Франция – заявили о готовности признать независимость края. К вечеру к ним присоединилась Польша, и, как ожидается, ее примеру последует еще десяток государств.

В то же время Испания, Греция, Словакия, Румыния, Болгария и Кипр в категорической форме отказались участвовать в создании "опасного прецедента". Представители Португалии и Мальты заявили, что ничего не имеют против признания суверенитета Косова, но не считают возможным решать такие вопросы в обход СБ ООН. Таким образом, по крайней мере треть членов ЕС отказалась поддержать проект "независимое Косово", запущенный при деятельном участии чиновников Евросоюза.

Эта ситуация в очередной раз высветила внутренние напряжения между европейскими политиками и брюссельскими чиновниками, которые все более уверенно подминают под себя институты объединенной Европы. В ситуации вокруг Косова Брюссель отличился дважды. С одной стороны, отправил в край миссию ЕС, не получив санкции ООН. С другой – поддержал политические амбиции Приштины, не имея консолидированного одобрения государств-членов ЕС.

На обыденном языке подобные действия квалифицируются как самоуправство. Естественным следствием такой политики стал очередной раскол Евросоюза и жесткие дискуссии в руководстве отдельных его членов. Так, президент Чехии Вацлав Клаус высказался против признания независимости Косова, предупредив, что такое решение спровоцирует цепную реакцию в других регионах Европы, тогда как глава чешского МИД Карел Шварценберг призвал поддержать решение Приштины.

Позиции политиков и государств Европы определяются двумя основными факторами: степенью их вовлеченности в партнерские отношения с США и элементарным прагматизмом, связанным с угрозой повторения косовского прецедента на их собственной территории. В случае Великобритании, Франции или Польши доминирующим является фактор партнерства с США, подкрепленный уверенностью в том, что очередной всплеск ирландского или корсиканского сепаратизма удастся погасить, как это уже делается на протяжении многих лет. Испания, Греция или Румыния смотрят на эту проблему иначе, и потому настаивают на соблюдении международных норм.

При этом и сторонники, и противники косовской независимости часто упоминают резолюцию 1244 СБ ООН, определившую статус Косова как неотъемлемой части Сербии. Но одни призывают соблюдать решение СБ и продолжить переговоры, а другие утверждают, что, нарушив эту резолюцию де-юре, они "способствуют соблюдению ее духа". Этот юридический казус, разумеется, интересен и сам по себе, но политиков больше беспокоят последствия его применения. И в этом смысле труднее всего приходится государствам постсоветского пространства.

Если Россия, Белоруссия и Казахстан рассматривают провозглашение независимости Косова как незаконный акт, противоречащий международным нормам, то позиции других государств выглядят более запутанными. Многие из них находятся под сильным влиянием Вашингтона и просто не могут критиковать косовский проект. Однако существование непризнанных государств на Кавказе и Приднестровья на границе Молдавии и Украины является очень серьезным фактором. Именно поэтому более независимый в экономическом плане Азербайджан в достаточно жесткой форме отказывается признать независимость Косова, видя в этом прецеденте угрозу признания Нагорного Карабаха.

Грузия и Молдавия заняли выжидательную позицию. Кишинев заявил, что воздержится от официальных заявлений, а Тбилиси предпочитает комментировать ситуацию на Кавказе. Осторожничает и Украина: то ли Киев не хочет лишний раз раздражать Москву, то ли его запугали местные политологи, затеявшие дискуссию о возможности повторения косовского сюжета в Крыму.

В общем, все напряжены и ждут, как поведет себя Россия. В информационном пространстве происходит обмен пробными ударами. В ответ на слухи о возможном признании независимости Абхазии из Лондона сразу же предложили предоставить независимость Ичкерии.

На этом фоне все более убедительно звучит мантра: "Косово – это не прецедент, а особый случай". И парадокс нынешней ситуации состоит в том, что сегодня с этим согласны все более-менее вменяемые политики. Никто не хочет превращать казус Косова в прецедент. В этом согласны между собой Москва и Тбилиси, Баку и Ереван, Киев и Кишинев. С этим согласны в Великобритании и Испании, Италии и Румынии.

И это согласие работает на вытеснение других тенденций. Еще некоторое время все пошумят, и все вернется на круги своя. А очередным прецедентом станет самоуправство чиновников Евросоюза и произвол Вашингтона. В результате их совместных усилий скоро возникнет принципиально иная Европа.

Выбор читателей