Косово не может являться примером для Южной Осетии

В косовском вопросе Южная Осетия поддерживает линию России, которая не оспаривает право наций на самоопределение, но стоит на том, что нельзя нарушать существующие нормы права




Эксклюзивное интервью с полномочным представителем Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрием Медоевым.

"Yтро": Как в Южной Осетии отреагировали на объявление независимости Косова?

Дмитрий Медоев: В ситуации с Косовом задействован механизм двойных стандартов. Признание края входит в интересы группы стран и военно-политических альянсов, которые вообще не оглядываются на нормы международного права и волю народов. Наглым образом попираются права суверенного государства – члена ООН и ОБСЕ, через колено ломается воля Сербии.

В данном случае Южная Осетия поддерживает линию России, которая не оспаривает право наций на самоопределение, но стоит на том, что нельзя нарушать существующие нормы права.

Южная Осетия – территория, на которой осетинский этнос исторически проживал бок о бок с другими народами. Это наша земля; мы имели автономию и всегда стремились к самоопределению и независимости, как было, например, в 20-е годы прошлого века. Но к Южной Осетии, которая подвергается тоталитарному прессингу, на Западе нет никакого сочувствия. Ее откровенно игнорируют, народ списывают со счетов, будто его не существует. А к Косову – продукту распада Югославии – совсем иное отношение.

"Y": В свете последних событий каких действий стоит ожидать со стороны Грузии в отношении самопровозглашенных республик?

Д.М.: Грузия, как сателлит США, полностью поддерживает их политику. Из источников в окружении Саакашвили нам известно, что он готов признать независимость Косова одним из первых после США и ряда стран Европы. Но в Тбилиси замалчивают это, опасаясь внутренней реакции в Грузии.

Спецслужбы Южной Осетии получают информацию о том, что в особый режим повышенной боеготовности переведена горийская бригада МО Грузии, что по периметру границ Южной Осетии, несмотря на морозы, продолжаются военно-инженерные работы, укрепляются фортификационные сооружения, устанавливаются блокпосты. Несколько дней назад грузинские СМИ обратились к богатым людям с просьбой финансово поддержать укрепление Вооруженных сил Грузии, мотивируя это тем, что на ее территории находятся два "сепаратистских режима", угрожающих безопасности грузин. Это помимо и без того огромных военных расходов Грузии. Военная риторика Тбилиси не прекращается. Саакашвили заявляет, что вот-вот вопрос с Южной Осетией будет решен. Что такое "вот-вот" по его логике, мы знаем по боевым действиям.

Наступил очень опасный период в развитии ситуации между Грузией и Южной Осетией. В связи с косовскими делами опасность возобновления войны на Кавказе увеличилась многократно. Мы не исключаем даже того, что Тбилиси получит отмашку из Вашингтона на быструю военную операцию.

"Y": Как Цхинвал готовится к такому развитию событий?

Д.М.: В Южной Осетии очень спокойно относятся к происходящему. Независимо от того, будет признано Косово или нет, наш курс на независимость будет продолжен. Мы укрепляем обороноспособность и готовы к отражению агрессии.

"Y": Объясните, почему для Южной Осетии примером является не Косово, а Черногория, о чем вы заявили на днях?

Д.М.: Южная Осетия придерживается цивилизованных способов достижения независимости. Нам не нужно признание через противоправные действия. Как известно, прецедент в международном праве – это состоявшееся действие, которое стало примером. Вот мы и видим, что Косово не может являться примером для Южной Осетии, потому что это незаконная спецоперация ряда стран. Для нас прецедент – Черногория, как пример цивилизованного развития политического процесса, адекватного поведения Сербии и Черногории, когда состоялся "бархатный" развод. Мы хотели бы такого развития событий, но, увы, Тбилиси – не Белград, а Грузия – не Европа.

"Y": Каких действий и решений следует ожидать от властей самопровозглашенных республик на постсоветском пространстве после объявления независимости Косова?

Д.М.: Невзирая на объявление независимости Косова, в Москве планировалось совещание министров иностранных дел Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, представляющих "Сообщество за демократию и права народов", где будет выработан механизм дальнейшего сотрудничества в новых условиях. Я не думаю, что эта ситуация повлечет за собой сюрпризы. Наоборот, реакция и поведение Южной Осетии будут адекватны, прагматичны и выверены согласно быстро меняющимся обстоятельствам.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей