Плановый олимпийский аврал

Российские чиновники дружно заявили, что комиссия МОК осталась очень довольна визитом в Сочи. Однако, судя по "оговорке" Килли, высокие гости вынесли отнюдь не радужный вердикт


ФОТО: AP



В последние дни тема Сочи-2014 вернулась на первые полосы газет. До этого "первым номером" была китайская вариация олимпийской тематики – в основном, в связи с эстафетой олимпийского огня, которая продолжается все так же, не без проблем.

Незадолго до приезда в Сочи Координационной комиссии Международного олимпийского комитета во главе со знаменитым в прошлом горнолыжником, а ныне чиновником МОК Жаном-Клодом Килли началась череда событий, принципиальных для будущего сочинской Олимпиады. Сначала меняется глава корпорации "Олимпстрой" – и все дружно делают вид, что замена это плановая. Далее выясняется, что бюджет будущей Олимпиады уже увеличился вдвое, и это не предел, поскольку в ранее намеченные планы забыли внести деньги на отселение собственников, живущих в Имеретинской долине. Об остальных "мелочах" и говорить не хочется: о болотистой почве, на которой строить придется с куда большими затратами, чем планировалось; о до сих пор не решенных проблемах, на которые указывают экологи, включая специальную комиссию ЮНЕСКО; наконец, о неизбежных сложностях, связанных с планами Абхазии активно помогать сочинскому строительству.

И вот приезжает комиссия МОК. Жан-Клод Килли – сам большой мастер "Олимпстроя": он готовил зимнюю Олимпиаду 1992 г. в Альбервилле и провел ее на высочайшем уровне. Можно только догадываться, о чем думал этот человек, глядя на сочинские пустоты, липовый аэропорт Адлера, демонстрации "зеленых" и сгоняемых с земель жителей...

Российский премьер Виктор Зубков в присутствии высоких гостей говорить о проблемах не рискнул, однако днем ранее проговорился, что в ходе подготовки к Олимпиаде "выполнение отдельных поручений затянулось". Министр регионального развития Дмитрий Козак поспешил поправить шефа: "Все идет по графику, просто премьер имел в виду, что по логике транспортная инфраструктура должна была быть готова заранее". В итоге, к приезду комиссии МОК возобладала версия о том, что "все этапы подробного плана подготовки к Олимпиаде идут по графику и даже быстрее".

Килли, впрочем, тоже допустил "проговорку": "МОК видел много разных ситуаций при подготовке Олимпиад. Сочинская ситуация непроста". Российские чиновники дружно заявили, что комиссия МОК осталась очень довольна визитом. Однако, судя по опыту таких высказываний, комиссия Килли вынесла отнюдь не радужный вердикт.

Время у организаторов Игр еще есть, и резкие решения МОК принимать пока не будет. Классическая олимпийская формула: 2+4+1. Город, где пройдут Игры, определяется за семь лет до их начала. Первые два года проектируют, потом четыре года строят, потом еще год дается на проведение тестовых состязаний высокого уровня на готовых объектах. Но эта формула хороша, когда речь не идет о строительстве на пустом месте.

Например, в Корее можно хоть сейчас провести Олимпиаду, но, тем не менее, трудолюбивые жители Страны утренней свежести вовсю стоят что-то новое в Пхенчхане – городе, который проиграл Сочи олимпийскую гонку. Корейцы, похоже, уверены, что повторится ситуация 1976 г., когда выигравший право на поведение зимних Игр Денвер не смог организовать Олимпиаду, и в результате ее провели в Инсбруке. Помимо Кореи, остается еще и Зальцбург, где тоже Игры можно провести прямо сейчас. Вероятно, МОК держит эти варианты в резерве, ничем не рискуя – запасной вариант имеется, а если в Сочи будут успевать, тут тоже МОК не останется внакладе. Комиссия Килли, кстати, лишь первая – после ее визита МОК будет очень пристально следить за "непростой" сочинской ситуацией.

Выбор читателей