Кудрин назвал вещи своими именами

Глава Минфина рассказал об основных проблемах российской экономики, дал прогноз относительно уровня инфляции и прокомментировал ситуацию на мировых финансовых рынках




Не первый год российские власти пытаются удержать экономику в запланированных рамках инфляции, однако каждый раз эти цифры приходится корректировать в сторону увеличения. Что делать и кто виноват?

Об этом и о других наболевших вопросах в минувшее воскресенье рассказал министр финансов России Алексей Кудрин. По словам главы Минфина, прогноз роста цен – "вещь неблагодарная". "Главной причиной такого изменения прогноза, который и сейчас мы проводим, является повышение мировых цен на продовольствие", – отметил министр в интервью телекомпании "НТВ". Но у нашей страны, помимо всего прочего, есть и свои причины высокой инфляции: "Все-таки Россия пока еще не установила полный контроль за своей денежной массой в экономике. Нам все время хочется побольше потратить тех денег, которые мы получаем от нефти, нам хочется быстрее решить целый ряд социальных вопросов, поэтому мы больше тратим, и это вызывает дополнительную инфляцию". Пока официальный прогноз по инфляции – около 10%, но независимые эксперты дружно утверждают, что этот порог неминуемо будет превышен. "По осени увидим, что будет на самом деле", – пессимистично заметил министр финансов.

На экономическую ситуацию в России влияет положение на мировых финансовых рынках. "Инвестиционные банки считают, что пик еще не пройден, – сказал Кудрин в интервью "НТВ". – Точнее, они называют его "дном". Дна мы еще не достигли, но оно уже близко. Поэтому итоги I квартала и, наверное, II будут самыми неприятными. <...> Сейчас этот кризис затронул и некоторые другие рынки. Но Россия, конечно, стоит несколько в стороне от этого кризиса. Сигналы оттуда мы получаем косвенно. Но с нашего рынка, тем самым, идет отток денег. За I квартал он составил $22 миллиарда. В 1998 г. за кризис отток составил $21 миллиард. Но тот резерв, та прочность экономики, финансовой системы, которая была достигнута за последние годы, благодаря и Стабилизационному фонду, позволяет сегодня спокойно продолжать работу".

Говоря о падении курса доллара, глава Минфина подчеркнул, что это не будет продолжаться бесконечно. "Это связано с достаточной величиной, гибкостью и мощью американской экономики. Американская экономика равна по величине европейской экономике. <...> Мы, конечно, делаем свои прогнозы, их готовит Минэкономразвития. Согласно предположениям этого министерства, доллар не должен опуститься ниже 23 рублей. Но это зависит от многих факторов, например, от нефтяных цен. Если снова будет громадный приток капитала, который мы не удержим, ситуация может измениться. Но этого в планах пока нет, как мы не планируем, что рубль опустится".

Что касается российской валюты, Россия, по словам Кудрина, "тратя свои нефтедоллары больше, чем это надо, укрепляет тем самым рубль и делает менее конкурентной свою экономику. Поэтому, когда говорят, что надо быстрее и больше тратить наши заработанные нефтедоллары в России, это значит, что люди предлагают сделать нашу экономику менее конкурентной. И наши предприятия в какой-то момент могут стать неконкурентными по своей продукции. Этот эффект в мире назван "голландской болезнью". Это именно укрепление национальной валюты и создание своего неконкурентного промышленного сектора".

Лекарство от этой болезни – Стабилизационный фонд, считает Кудрин. "В пике прироста массы долларов нужно сдерживать их быстрое растрачивание. Возможно, когда не будет такого роста нефтяных цен и все стабилизируется, мы потихонечку этот ресурс можем начинать тратить. Он не пропадет, не исчезнет, но государство, правительство, Минфин и Центральный банк должны это регулировать. Регулировать количество денег в экономике, не допускать быстрых темпов траты этих средств в момент быстрого укрепления национальной валюты".

Выбор читателей