Офисные работники увлеклись неуставными отношениями

По данным социологов, все больше работающих россиян становятся жертвами так называемого моббинга - целенаправленной травли со стороны коллег. Причем стать козлом отпущения может чуть ли не каждый




В ближайшее время одними из самых востребованных специалистов в нашей стране могут стать психологи. Такой прогноз делают сотрудники кадровых агентств, основываясь на данных социологов. Последние, в свою очередь, констатируют: по меньшей мере каждый 20-й работающий россиянин становился или становится жертвой целенаправленной травли со стороны коллег - или, говоря современным языком, моббинга, происходящего примерно в каждом пятом офисе. Именно поэтому сотни крупных компаний в самых различных сферах начали приглашать на работу тех самых психологов, причем не по прихоти начальства, а ввиду производственной необходимости.

Как отмечает газета "Новые известия", это явление дестабилизирует обстановку в рабочем коллективе, снижает работоспособность сотрудников, ведет к увольнению наиболее ценных из них и, как следствие, к потере прибыли компании. При этом, в отличие от офисной войны, моббинг не имеет какого-либо разумного объяснения: мол, бесит сотрудник своих коллег, и все тут. Все это выражается в постоянных колкостях, докладных записках, разлитом чае на важных бумагах, исчезновении ценных документов и так далее.

"Требования к сотрудникам растут не по дням, а по часам, компании выходят на европейский уровень, в том числе и в плане управления персоналом, - пояснила "НИ" директор одной из кадрово-консультационных компаний Эльмира Давыдова. - Работать стали активнее, уставать больше, вот народ и вымещает свою агрессию на козлах отпущения".

Среди причин, по которым коллектив выбирает себе жертву, западные психологи выделяют слишком откровенные наряды, подчеркивающие какое-либо превосходство сотрудника над остальными, хвастовство или, наоборот, постоянные жалобы. Сюда же относятся слишком частые просьбы, заигрывание с противоположным полом, необычная манера говорить, редкое хобби, вредная привычка или общая неординарность личности.

"Одна моя знакомая работала звукорежиссером в театре, затем ее понизили до дежурной по залу, а затем и вовсе до уборщицы, - рассказала Эльмира Давыдова. - Женщина считала, что во всем виноваты коллеги, которые постоянно строили ей козни. Но на самом деле причина понижения заключалась в ее поведении. С коллегами она обращалась очень грубо, порой недопустимо резко. Могла, например, сказать сотруднику, который в чем-то ошибся: "Да... плохо быть дураком".

Интересно, что, вне зависимости от коллектива, офисная травля всегда проходит по одному и тому же сценарию и с одинаковым набором ролей. Обычно их четыре - "сплетник", "скандалист", "казначей" и "критик". Первый занимается формированием негативного образа жертвы в остальном коллективе, второй идет на открытую конфронтацию с сотрудником-изгоем, третий стремится взять под контроль все финансовые ресурсы козла отпущения (к примеру, становится посредником между жертвой и начальством или между жертвой и клиентами), а четвертый постоянно подвергает сомнению все высказывания жертвы, даже если она абсолютно права. Сам козел отпущения при этом либо начинает переживать из-за травли и старается найти компромисс, либо замыкается в себе и пытается игнорировать нападки со стороны коллег.

Как бы то ни было, моббинг сильно сказывается на здоровье жертвы. По данным американской исследовательской компании The Workplace Bullying & Trauma Institute (WBTI), следствием офисной дедовщины может быть стресс (в 76% случаев), паранойя (60%), головные боли (55%), чувство отстраненности (41%), сомнения, стыд и чувство вины (38%). Кроме того, моббинг приводит к ночным кошмарам (49%), бессоннице (71%) и рассеянности (71%). У 35% опрошенных значительно изменился вес тела, еще у 28% респондентов травля на работе повлекла за собой злоупотребление алкоголем, сигаретами и медикаментами. А в некоторых случаях моббинг даже становится причиной самоубийств. И если на Западе с этим явлением вовсю борются на законодательном уровне, то в нашей стране все ограничивается ст. 151 Гражданского кодекса, где говорится о причинении морального вреда, причем выигранных дел по этой статье почти нет: доказать, что депрессия у сотрудника развилась по вине коллег, практически невозможно. И если меры по привлечению в компании штатных психологов не помогут, то в России, похоже, как и в Европе, придется скоро открывать специальные клиники для жертв офисной травли, считают эксперты.

Выбор читателей