Эксперты не верят в успех нового правительства

Насколько эффективной окажется новая конфигурация власти в России, эксперты все еще дискутируют. Однако уже сейчас большинство из них настроены не слишком оптимистично


ФОТО: AP



Итак, преемственность курса развития России соблюдена. На прошедшей неделе утвержденный Государственной думой в должности премьера экс-президент Владимир Путин озвучил основные задачи, стоящие перед обновленным Кабинетом министров. Это повышение устойчивости национальной экономики, снижение инфляции, совершенствование законодательства в финансовой сфере, снижение налогов для нефтяников и одновременно повышение зарплат и пенсий. С важностью поставленных задач спорить не приходится. Но с чего начать? Именно таким вопросом вполне могло бы задаться новое правительство. Блок социально-экономических министров, почти полностью сохраненный в новом кабинете и ранее демонстрировал неэффективность и бессистемность предлагаемых мероприятий.

На очередном заседании Экономического клуба, проводимом ведущей российской аудиторско-консалтинговой компанией ФБК*, независимые эксперты позволили себе пофантазировать, как бы они повели себя на месте нового премьера и какие приоритеты определили бы для "своего" Кабинета министров. Так, большинство специалистов настаивают на первичности снижения инфляции. В противном случае высокие ее значения неизбежно будут съедать все накопленные с таким трудом экономические достижения. "Надо принять программу антиинфляционных мер, о которой мы слышали с осени прошлого года, и которая, как известно, так и не появилась. Второе - незамедлительно начать ее реализацию. Третье - осуществлять жесткий контроль за ее проведением", - считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Среди мер по борьбе с инфляцией эксперт выделяет отказ от ускоренной индексации тарифов естественных монополий, отказ от "заморозок" цен, гибкое применение мер таможенно-тарифного регулирования, контроль над размещением свободных средств госкорпораций, отказ от начавшейся практики размещения средств федерального бюджета на депозитах коммерческих банков и введение антиинфляционной экспертизы принимаемых властями решений.

Между тем первое же заседание нового правительства показало, что никаких четких мер, позволяющих хотя бы взять под контроль раскручивающуюся инфляцию, министрами так и не предложено. Так, глава МЭР Эльвира Набиуллина заявила, что не видит необходимости отказываться от ускоренной индексации тарифов на услуги естественных монополий. Из этого, правда, не совсем понятно, почему столь смело рассуждающая дама-министр не опасается продолжения роста цен на продукты питания и другие товары. Быть может, по-прежнему не исключена возможность установления на них предельных наценок, как это было последние полгода? Кстати сказать, несмотря на доказанную неэффективность "заморозки", такая возможность предусмотрена в законопроекте "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", подготовленном ведомством Набиулиной. Так, например, в качестве исключительной меры допускается регулирование цен на продукты первой необходимости: хлеб, молоко, масло растительное и сливочное, говядину, свинину, мясо птицы, яйца, соль, сахар, чай. Однако эти продукты относятся к числу товаров, производство которых имеет невысокую прибыльность. Поэтому введение такой меры без аналогичного регулирования цен в отношении поставщиков сырья, газа, электроэнергии и других услуг, может привести к еще реальной убыточности этого сектора. Однако вместо этого естественным монополиям фактически дан карт-бланш на продолжение повышения тарифов.

"Большинство экономических проблем имеет сегодня неэкономические корни", - считает экс-замминистра экономического развития и торговли, а ныне управляющий директор Группы компаний "Тройка диалог" Андрей Шаронов. Начинать, по его мнению, надо с реформ судебной и правоохранительной системы. "Это та среда, в которой могут реализовываться экономические инициативы, в которой действуют экономические агенты", - пояснил он. Следует также сбалансировать вмешательство государства в экономику. Сейчас же маятник качнулся в сторону увеличения государственного участия. "Мы пока еще не получили ни положительных, ни отрицательных последствий от этого участия, но мне кажется, что положительных ожидать трудно", - говорит Шаронов. Однако безуспешная борьба с коррупцией или, вернее, ее многолетняя имитация, не дают оснований полагать, что эти, столь необходимые для экономики меры, могут быть реализованы.

Никто из экспертов не согласен с необходимостью построения в России госкорпораций ввиду их неэффективности и непрозрачности. Еще будучи президентом страны, Владимир Путин заявлял о том, что в будущем эти компании будут приватизированы. Однако конкретные сроки того, когда это произойдет, названы не были. По мнению руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, ему стоило пообещать приватизировать госкорпорации в конкретно указанные сроки, например, через два года. Это позволило бы после ухода с президентского поста не оставлять в наследство своему преемнику и всей стране априори коррумпированные государственные структуры.

Насколько эффективной окажется новая конфигурация власти, оправдает ли себя решение Путина о создании президиума правительства, эксперты все еще дискутируют. Однако уже сейчас большинство из них настроены не слишком оптимистично. Дело в том, что почти у всех из вновь назначенных чиновников уже была возможность себя проявить. Согласно консенсус-прогнозу, подготовленному Центром развития, в будущем ВВП России будет расти медленнее, инфляция - напротив - быстрее. Например, планы МЭР снизить ее до 7,5% уже к 2009 г., осуществимы не ранее 2011 года. Зато экономисты согласны с реалистичностью удвоения ВВП за десять лет. Этот показатель возрастет к 2012 г. до 102% по сравнению с уровнем 2002 года. Правда, лишь "благодаря" снижению численности населения страны...

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей