Мы тоже выиграли Лигу чемпионов

Тот, кто побывал два дня назад в "Лужниках", наверняка сохранит воспоминания об этом на всю жизнь. Даже у скептиков появилась уверенность, что в будущем подобные праздники еще не раз придут на нашу улицу


ФОТО: AP



Часто, предвидя не самое удачное развитие событий, мы предваряем неблагоприятный прогноз стандартной формулировкой: "Рад был бы ошибиться, но...". Именно так размышлял накануне финала Лиги чемпионов ваш покорный слуга, сомневавшийся в способности родного города провести данное масштабное мероприятие на высоком уровне.

Что ж, скептики посрамлены: финал удался! С 1995 по 2003 гг. я неизменно посещал главные матчи европейского сезона. Маршрут был таков: Вена - Рим - Мюнхен - Амстердам - Барселона - Сен-Дени - Милан - Глазго - Манчестер. Приятно вспоминать. И, вспоминая, могу с полной ответственностью заявить: в Москве было ничуть не хуже.

Стадион в Лужниках, понятно, всегда был прекрасен. В последние годы, правда, у него появился один существенный недостаток, но по настоянию УЕФА он был устранен (как известно, замена синтетического поля на травяное изначально была главным условием проведения финала в нашей столице). Новое поле было, мягко говоря, не идеально, но вполне приемлемо. Организаторам пришлось помучиться, ежедневно подправляя его, меняя отдельные фрагменты газона, подкрашивая, подсыпая песочек, но в итоге все получилось удачно. По крайней мере, особых нареканий у участников травяной покров не вызвал, а это главное.

Все остальное и вовсе было блистательно. Развлечения в центре города, транспортировка бесчисленных болельщиков, условия для работы прессы - все на высшем уровне. Мне даже показалось, что автомобильное движение в течение всех этих дней было значительно лучше, чем обычно. Ну а удовольствие от поездки на стадион в день игры вообще ни с чем не сравнимо. Как приятно, будучи счастливым обладателем пропуска на стадионную парковку, катить по пустынной набережной, перекрытой как будто лично для тебя. На всем пути милицейские кордоны, цепочки солдат, мимо которых ты проезжаешь гордо, словно важнейший гость из правительственной делегации дружественного государства. Ни один из перечисленных выше девяти городов такого удобства не предоставлял.

Единственное, с чем столичные власти не справились, - это погода. Хотя мы-то с вами прекрасно знаем, что при желании могли бы и солнце организовать, но не захотели вмешиваться в дела природы, и это правильно. Матч состоится при любой погоде, ведь так? И он состоялся.

Это, конечно, главное из всех мероприятий. С матчем всем нам, прямо скажем, повезло. И то, что он затянулся, тоже справедливо. В конце концов, Москва так долго готовилась к празднику, что было бы обидно, если бы дело ограничилось полутора часами. Даешь полную программу: дополнительное время, пенальти... Наслаждаться, так по максимуму.

Возможно, были в истории турнира и более яркие матчи, хотя так сразу и не вспомнишь. И уж точно английский финал превзошел как испанское, так и итальянское противостояние. В 2000 г. в Сен-Дени борьбы вообще никакой не было: "Реал" без особых усилий разорвал "Валенсию" - 3:0. В 2003-м в Манчестере "Милан" и "Ювентус" добрались до пенальти, но именно добрались, а если точнее, домучились, чтоб не сказать - доползли. И голов, как известно, не забили.

А вот нам повезло, мы увидели все, что можно было увидеть. Изобретательный и тонкий футбол в исполнении "Манчестер Юнайтед", мощный натиск "Челси", взлет и падение (в переносном смысле) Криштиану Роналду - возможно, лучшего на сегодня игрока планеты, и трагедию Джона Терри (здесь уже падение имеет прямой смысл). А в качестве завершающего аккорда - блестящий прыжок Эдвина ван дер Сара, реализовавшего юношескую мечту 20-летней давности. В 1988 г. он 17-летним мальчишкой наблюдал за финалом Кубка чемпионов, в котором ведомый Гусом Хиддинком "ПСВ Эйндховен" по пенальти выиграл у "Бенфики". Тогда Ханс Ван Брекелен отразил решающий удар. С тех пор ван дер Сар, ставший его преемником в голландской сборной, мечтал когда-нибудь повторить этот подвиг. И вот на 38-м году жизни повторил.

Тот, кто побывал на этом матче, наверняка сохранит воспоминания о нем на всю жизнь. Но, возможно, нам не придется слишком уж долго жить воспоминаниями. Возвращаясь к тому, с чего начал, повторю: еще недавно я полагал, что финал-2008 надолго отобьет у футбольных чиновников желание отдавать Москве какие-либо важные соревнования. И готов повторять многократно: рад, что ошибся. А эта радость порождает уверенность в том, что в будущем подобные праздники еще не раз придут на нашу улицу.

Выбор читателей