Палестинцы "Аль-Каэды" готовят атаки на россиян

Предпочтительными объектами для нападений исламисты считают государственных служащих, работающих в Ливане. Программа максимум - атаковать или захватить сотрудников спецслужб




Израильская разведка предупреждает: иностранные исламисты, обосновавшиеся в Ливане, планируют нападения на граждан России. О том, почему такая опасность возникла сейчас, и кто за этим стоит, порталу IzRus рассказал сотрудник закрытой структуры, анализирующей сведения о международном джихадистском движении.

Иностранные исламисты, обосновавшиеся в южных и северных районах Ливана, рассматривают различные варианты нападений на российских граждан, находящихся в этой стране. Об этом говорилось на совещании ключевых фигур из нескольких местных джихадистских организаций, прошедшем около двух недель назад в лагере палестинских беженцев Айн аль-Хилуэ. Инициаторы нападений в прошлом участвовали в отправке боевиков на Кавказ, а также имели прямое отношение к предыдущим терактам против российских объектов в Ливане, и косвенное - к захвату российских дипломатов в Ираке. Эта информация была получена порталом IzRus от источника в отделе "Джихад олами" ("Мировой джихад") израильской военной разведки АМАН.

Предпочтительными объектами для нападений исламисты считают российских государственных служащих, работающих в Ливане. Программа максимум - атаковать или захватить сотрудников спецслужб, действующих при посольстве РФ в Бейруте, в том числе отвечающих за его безопасность. На совещании в Айн аль-Хилуэ рассматривались разные варианты нападений: обстрел автотранспорта с россиянами из проезжающей мимо машины, подрыв машин с помощью установленного у дороги дистанционного взрывного устройства с последующим обстрелом из автоматов и РПГ, подрыв автомобиля, начиненного взрывчаткой, близ транспорта с россиянами или рядом с одним из объектов, принадлежащих России.

На совещании обсуждались, кроме того, возможные акции против шиитского движения "Хезболла", а также связанных с ним иранских представителей. Если во время войны между Израилем и "Хезболлой" летом 2006-го суннитские исламисты в принципе поддерживали шиитов, то теперь отношение к ним стало крайне враждебным. Это вызвано майскими событиями в Бейруте - в противостоянии с правительством "Хезболла" фактически захватила столицу.

Суннитские исламисты Ливана, как и их единомышленники в Ираке, всегда испытывали неприязнь к шиитам. Но пока те воевали против "сионистской агрессии", джихадисты были на стороне "сопротивления". А вот попытка "Хезболлы" силой навязать свою волю ливанским суннитам в целом тут же воспламенила закоренелые противоречия между приверженцами двух основных течений ислама. В середине мая активисты одной из джихадистских группировок "Фатах аль-ислам" распространили листовки с угрозами расправиться с деятелями "Хезболлы". Лидеры этого шиитского движения были обвинены в унижении суннитского населения ("наших людей"). Но это отнюдь не означает, что джихадисты вдруг стали пламенными сторонниками прозападного правительства. Как и прежде, они обвиняют официальный Бейрут в сговоре с американцами, и не простили ему прошлогодней расправы над боевиками "Фатах аль-ислам" на севере страны. Просто джихадисты решили воспользоваться обострением межконфессиональной вражды, дабы улучшить собственный имидж в глазах местных суннитов, а заодно вернуть себе доверие зарубежных спонсоров.

За последний год позиции ливанских джихадистов заметно ослабли. С мая по сентябрь 2007-го правительственные войска разгромили плацдарм "Фатах аль-ислам" в лагере палестинских беженцев Нахр аль-Баред, на севере Ливана. Эта группировка потеряла основную массу боевиков: более двухсот были убиты и почти еще столько же попали за решетку. При этом зарубежные джихадисты, в том числе уже полумифическое руководство "Аль-Каэды", не оказали ливанским собратьям ожидаемой поддержки (последователи бен Ладена посчитали более важным продолжение борьбы в Ираке). Вдобавок на юге, в лагере беженцев Айн аль-Хилуэ, палестинцы из светской организации ФАТХ захватили в марте с.г. главаря джихадистской группировки "Джунд аш Шам" с несколькими помощниками. Пленники были сданы ливанским спецслужбам. Кроме того, "Асбат аль-ансар", крупнейшая в стране организация суннитских джихадистов, все больше страдает от разногласий между руководством и частью рядовых активистов. Последние обвиняют вожаков в том, что, не желая конфликтовать с властями, они бросили на произвол судьбы собратьев из "Фатх аль-ислам" и "Джунд аш-Шам", и вообще ведут себя слишком пассивно.

И вот теперь лидер "Фатах аль-ислам" Шакер аль-Абсси, которого минувшей осенью власти явно поспешили хоронить, задался целью восстановить и даже усилить пошатнувшиеся позиции джихадистов. Опираясь на остатки собственной группировки, он хочет подмять под себя обезглавленную "Джунд аш-Шам", привлечь на свою сторону оппозиционеров "Асбат аль-ансар" и еще уцелевших ветеранов "Такфир уа аль-хиджра", участвовавших в исламистском мятеже на севере Ливана в 2000 году. Одновременно аль-Абсси планирует провести новый набор рекрутов среди ливанских суннитов и зарубежных моджахедов, а также усилить взаимодействие с единомышленниками в Ираке. Кроме того, он пытается восстановить к себе доверие международных лидеров джихадистского движения, пошатнувшееся после прошлогоднего поражения "Фатх аль-ислам". Тем самым аль-Абсси рассчитывает на возобновление финансовой помощи из-за границы.

На совещании, прошедшем несколько недель назад в Айн аль-Хилуэ, присутствовали представители как раз четырех перечисленных группировок. Собрались они для того, чтобы обсудить планы аль-Абсси. Сам он считает, что для их реализации следует активизироваться сразу на трех направлениях: джихад против шиитов, джихад против сионистов, джихад против главных врагов ислама – американцев и русских (некоторые участники совещания весьма скептически оценили возможности ливанских джихадистов развернуть столь обширную деятельность). Перемена в отношении к шиитам уже получила подтверждение в упоминавшихся нападках на "Хезболлу". Акции против израильтян проводились ливанскими исламистами и раньше. К примеру, в июне и в декабре прошлого года группировка "Фатх аль-ислам" брала на себя ответственность за ракетные обстрелы северных и южных районов Израиля (в последнем случае из Сектора Газа). Нападения на "эмиссаров Запада" тоже имели место в прошлом, как в виде терактов против европейских представительств в Бейруте, так и миротворческих сил ООН на юге Ливана летом 2007-го.

Все эти действия соответствуют общей стратегии джихадистского движения и призваны обеспечить аль-Абсси и его союзникам симпатии религиозно настроенных суннитов внутри Ливана и за его пределами. А вот планы атаковать россиян не вполне соответствуют нынешней логике ближневосточных джихадистов. На фоне относительной нормализации в Чечне, сохраняющейся напряженности в Ираке, Афганистане и вокруг Сектора Газа, они уделяют все меньше внимания Северному Кавказу. К тому же в самом Ливане, в отличие от шиитов, иранцев, израильтян и американцев, россияне не являются непосредственными участниками местной политики. Несмотря на это, аль-Абсси ставит Россию в один ряд с "Хезболлой", Израилем и Западом. Для него это даже не столько приверженность непреходящим ценностям джихада, сколько верность традициям того круга палестинских исламистов, представителем которой он является.

Джихадистские группировки, представителей которых пытается объединить аль-Абсси, исторически тесно связаны друг с другом. Причем процесс объединения затрагивает в основном тех их активистов, что действуют в фарватере региональной сети "Аль-Каэды", в которой лидируют палестинские исламисты из Иордании. Они считают себя последователями знаменитого Абдаллы Аззама, такого же иорданского палестинца, являвшегося одним из идеологов арабских моджахедов, воевавших против советских войск в Афганистане. С начала 2000-х гг. иорданские палестинцы порой почти открыто оспаривали лидерство саудовцев и египтян в международном джихадистском движении. Основные силы этой сети сконцентрированы в Ираке. До ликвидации в 2006 г. ее главой считался гражданин Иордании палестинского происхождения Абу Мусаб аз-Заркави.

Многие ветераны палестино-иорданской сети "Аль-Каэды", в том числе обосновавшиеся в Ливане, в 1980-х гг., по призыву Абдаллы Аззама, сражались с русскими в Афганистане. С середины 1990-х часть из них, вместе с молодыми моджахедами из Иордании, воевали на Северном Кавказе, либо координировали финансовую и техническую помощь тамошним боевикам с территории Грузии и Азербайджана. С 1996 г. ключевым представителем палестино-иорданской сети на Кавказе являлся Фарис Юсеф Амират, более известный по прозвищу Абу Хафс аль-Урдани. Весной 2004-го он занял лидирующее положение среди арабских моджахедов в северокавказском регионе и сохранял этот статус вплоть до ликвидации, произошедшей в Дагестане осенью 2006-го. Российские спецслужбы отмечали причастность Абу Хафса к таким громким акциям террористов, как нападение на столицу Ингушетии (июнь 2004 г.) и захват школы в Беслане (сентябрь 2004). Директор ФСБ Николай Патрушев называл Абу Хафса одним из четырех человек, "представляющих наибольшую угрозу для безопасности России". Более того, в июле 2006-го глава департамента ФСБ по борьбе с международным терроризмом Юрий Сапунов возложил на палестино-иорданскую сеть "Аль-Каэды" ответственность за убийство пятерых российских дипломатов в Ираке.

В Ливане крупнейшая джихадистская группировка "Асбат аль-Ансар" стала получать финансовую помощь от палестино-иорданской сети "Аль-Каэды" в 1998 - 1999 годах. Одновременно, при содействии иорданских палестинцев, на севере Ливана возникла военизированная группировка "Такфир уа аль-Хиджра". На рубеже 1999 - 2000 гг., опираясь на помощь "Асбат аль-Ансар" и деньги палестино-иорданской сети "Аль-Каэды", ее боевики подняли антиправительственный мятеж. Уцелевшие тогда моджахеды бежали на юг, в лагерь беженцев Айн аль-Хилуэ, под покровительство все той же "Асбат аль-Ансар". В 2004-м часть активистов этой группировки вместе с ветеранами "Такфир уа аль-Хиджра" образовали новую организацию "Джунд аш-Шам", фактически ставшую южно-ливанским отделением палестино-иорданской сети "Аль-Каэды". Осенью 2006-го она возобновила свое присутствие и на севере Ливана в лице группировки "Фатах аль-ислам". Ее основателем стал упоминавшийся выше палестинец Шакер аль-Абсси, в начале 2000-х активно участвовавший в деятельности джихадистов на территории Иордании.

Показательно, что вспышки вовлеченности ливанских джихадистов в кавказские дела совпадают по времени с активизацией их связей с палестино-иорданской сетью "Аль-Каэды". В 1998-м лидеры "Асбат аль-Ансар" объявили, чуть ли не главной своей задачей мобилизацию и подготовку боевиков для военных действий на Северном Кавказе. В начале 2000-го, одновременно с мятежом, поднятым членами "Такфир уа аль-Хиджра", при содействии "Асбат аль-Ансар", на севере Ливана, обе группировки пытались совместно провести несколько нападений на посольство России в Бейруте. В прошлом году с началом столкновений на севере страны между правительственными войсками и "Фатах аль-ислам", боевики этой группировки устроили теракт рядом с российским культурным центром в столице. Кстати, как сообщала в сентябре газета "Аль-Хаят", на стороне "Фатах аль-ислам" сражались немало чеченских моджахедов. Месяц спустя эту информацию подтвердили ливанские власти, предъявив обвинения четырем гражданам России с Северного Кавказа, воевавшим в рядах "Фатах аль-ислам " (остальные обвиняемые были выходцами из Палестинской автономии, часть из них имела иорданское гражданство).

Не случайно год назад, сразу после начала боев на севере Ливана, МИД России объявил "Фатах аль-ислам" экстремистской группировкой и выразил поддержку официальному Бейруту, взявшему курс на уничтожение джихадистов. В июне 2007-го "Аль-Хаят" сообщила даже о готовности Москвы оказать военную помощь ливанской армии в борьбе против радикальных исламистов. А в сентябре председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов призвал включить "Фатах аль-ислам " в российский список террористических организаций. "Асбат аль-ансар " и "Джунд аш-Шам" фигурируют в нем еще с 2006 года.

Москва платит ливанским "джихадистам" взаимностью, а те, помня заветы Абдаллы Аззама и наследие Абу Хафса, как и раньше, причисляют русских к списку своих заклятых врагов.

Выбор читателей