Один волос может изменить всю историю американцев

Историю заселения американского севера, похоже, придется переписывать заново. Найденный в вечной мерзлоте человеческий волос разбил все теории, существовавшие ранее

Если с "местом жительства" первого человека ученые уже разобрались, то вопрос о заселении районов, отдаленных от колыбели человечества, Африки, до сих пор является открытым. В частности, историю появления первых жителей американского севера придется серьезно пересмотреть.

На "работу над ошибками" ученых сподвиг всего лишь человеческий волос, обнаруженный в вечной мерзлоте, где он пролежал порядка 4 тыс. лет. Генетический анализ позволил сделать вывод о том, что современные эскимосы и индейцы не являются потомками коренных северян.

Так, ДНК найденного волоса отличается от ДНК современных аборигенов Америки и эскимосов и относится к гаплогруппе D2a1. Поясним, типичными обладателями генного набора, обозначаемого таким кодом, являются современные алеуты и некоторые народы Сибири. Основываясь на генетических картах, над созданием которых ученые работают уже не первый год, исследователи пришли к выводу о том, что первые поселенцы Нового света были тесно связаны с жителями берегов Берингова моря и не имели прямых родственных связей ни с индейцами, ни с современными эскимосами.

Переворот в устоявшихся представлениях совершил молодой профессор Копенгагенского университета, 36-летний Эске Виллерслев. По словам самого ученого, он долгое время путешествовал по северу Гренландии в поисках генетического материала, пригодного для анализа, однако его попытки раз за разом терпели неудачу. Обнаружить волос ему удалось по чистой случайности: выяснилось, что коллега Виллерслева еще в 1980-е гг. проводил раскопки в одном из древних поселений, Кекертасуссуке, и прихватил с собой в качестве экспоната клочок волос, обнаруженных в замерзшей земле.

Обрадованный Виллерслев с коллегами сразу же принялся за изучение образца. Они проанализировали митохондриальную ДНК, сохранившуюся в волосах. Эта ДНК передается только по материнской линии, и ее анализ позволяет с высокой точностью проследить происхождение данного гена. Это первый случай, когда кому-либо удалось полностью проанализировать митохондриальный геном исчезнувшего человека

Полученные результаты исследования ученые сравнили с международной базой данных ДНК, после чего пришли к выводу о том, что первые поселенцы пришли в Гренландию примерно 4,5 тыс. лет назад через Алеутские острова. В дальнейших планах экспертов - исследовать мужскую линию, чтобы выяснить, например, какого цвета были глаза у древних гренландцев.