Инфляция непобедима

В своем желании справиться с инфляцией российские власти сегодня бессильны. Все, что они могут, - пытаться снизить инфляционные ожидания обещаниями и попытками предпринять меры на будущее




Первый месяц лета преподнес россиянам сюрприз. Темпы роста инфляции впервые с августа прошлого года снизились: в июне этого года она увеличилась так же, как и в июне прошлого, - на 1%. Всего же с начала года цены выросли на 8,7%.

По данным Росстата, в июне существенно замедлились темпы прироста цен на плодоовощную продукцию: В результате роста объемов поступления на рынок овощей нового урожая, капуста подешевела на 28,3%. Цены на фрукты и цитрусовые в среднем стали ниже на 0,8%, в том числе на лимоны - на 11,3%, бананы и виноград - на 2,2%. В то же время свекла столовая в июне подорожала на 17,9% (в мае - на 31,5%), морковь - на 11,1% (на 28,5%), лук - на 8,4% (на 11,1%), картофель - на 9,7% (на 5,5%). Как и в мае, продолжалось снижение цен на отдельные виды молочных продуктов, сыры, икру лососевых рыб - на 0,2% - 2,1%.

Однако, несмотря на ожидание хорошего урожая пшеницы и неплохие ее запасы, сохраняющиеся с прошлого года, в июне высокими темпами росли цены на отдельные виды продуктов переработки зерна: Хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб из пшеничной муки высшего сорта, макаронные изделия из муки высшего сорта, вермишель, бараночные изделия подорожали на 2,0% - 3,0%. Продолжился рост цен и на крупяные изделия. Рис шлифованный за прошедший месяц повысился в цене на 11,4% (с начала года - на 27,5%), пшено - на 4,1% (на 34,5%). В группе мясопродуктов цены на свинину возросли на 3,1%, говядину, баранину, колбасные изделия и копчености - на 2,2% - 2,3%, консервы мясные - на 2,1%.

Интересно, что еще в конце осени прошлого года российские производители мяса уверяли, что с их продукцией в России все в порядке и существенного подорожания ожидать не стоит. Прогнозы, как это часто бывает, не оправдались. Кроме сезонного подорожания комбикормов, тарифов на услуги естественных монополий (из-за чего, собственно, начали расти цены на мясо), начинают играть роль и другие факторы. Недавно введенное Дмитрием Медведевым понятие "экономический эгоизм" описывает их как нельзя лучше. Дорожающее продовольствие, многочисленные демонстрации людей, грозные прогнозы приближающегося голода в развивающихся странах не помешали производящим мясо компаниям на протяжении последних нескольких месяцев вести массовый забой скота. Цель этих действий проста - повысить рентабельность своего производства путем сокращения предложения товара, а следовательно, повышения цены на него. Между тем такие действия могут стать началом новой проблемы - дефицита или сильного подорожания и без того уже недешевого молока. Ведь содержание коров в нынешних условиях обходится дорого. В погоне за быстрой и гарантированной прибылью производители молока могут последовать за производителями мяса и приступить к забою молочных коров. Причиной тому служит полная неопределенность относительно того, удастся ли им в будущем извлечь достаточную прибыль от продажи молока по текущим ценам.

России же пока остается надеется на собственного производителя и его поддержку со стороны государства. Нынешний кризис дал ему возможность в полной мере осознать необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны, а значит, и развития собственного производства. Благо, для этого есть все условия.

Тем временем россияне на собственном кармане ощутили, что такое агфляция (рост цен на сельскохозяйственную продукцию) - еще один термин, недавно вошедший в оборот в связи с продовольственным кризисом. Проблема в том, что в России многие почувствовали ее на себе значительно острее, чем жители развитых стран. Дело в том, что нынешний тип инфляции бьет, прежде всего, по карманам небогатых граждан, а у нас в стране к разряду малоимущих относится более 40% населения.

Однако в своем желании победить инфляцию российские власти сегодня, по сути, бессильны. Все, что они могут, - пытаться снизить инфляционные ожидания обещаниями и попытками предпринять меры на будущее. В частности, это меры по обеспечению роста предложения продуктов в стране и по развитию конкуренции. Но все они носят среднесрочный или даже долгосрочный характер, и потому надежд на успешность государственной стратегии по обеспечению страны продовольствием по приемлемым ценам в обозримом будущем пока не много.

Выбор читателей