Цвет мирового велоспорта нарывается на дисквалификацию

Революция в современном шоссейном велоспорте, наверное, так и должна начинаться - во время главного в сезоне соревнования


ФОТО: AP



Революция в современном шоссейном велоспорте, наверное, так и должна начинаться - во время главного в сезоне соревнования, к которому приковано внимание миллионов болельщиков. "Тур де Франс" давно уже интересен не только выдающимися спортивными результатами, но и допинг-скандалами, которые как минимум лет 15 - 20 считаются непременным атрибутом каждого Тура. Многочисленные полицейские акции, допинг-дисквалификации, разборки после громких побед часто дают повод говорить об этой великой гонке как о "Большой петле" (это почти официальное название гонки)... на шее мирового велоспорта.

Нынешняя гонка тоже начиналась со скандала. После прошлогодней истории казахстанская команда "Астана" в полном составе не участвует в Туре, а победитель Тура-2007 испанец Альберто Контадор не получил приглашения на Тур-2008 (все из-за того же допинга), казалось, что хуже уже и быть не может. Оказалось, может - только пока непонятно, кому станет хуже, а кто выиграет новую комбинацию.

Дело в том, что 17 велокоманд, участвующих в нынешнем "Тур де Франс", объявили о своем коллективном решении: не продлевать лицензии "Про Тура" на 2009 год. Напомню, что "Про Тур" - это серия очень престижных гонок, которые проводятся в течение сезона Международным Союзом велосипедистов (UCI). Причем три самые престижные гонки - "Тур де Франс", испанская "Вуэльта" и итальянская "Джиро д'Италия" - в "Про-тур" как раз не входят. Таким образом, долго тлевший конфликт между UCI и профессиональными командами достиг высшей точки накала.

Момент заговорщиками выбран почти идеальный. Столь слаженный силовой маневр свидетельствует о глубокой проработке плана. Сейчас, когда Тур в самом разгаре, UCI просто физически будет нелегко разбираться во всех требованиях команд. Между прочим, их поддержали и те, кто в Туре не участвуют, например, упомянутая "Астана". Кроме того, в открытую конфронтацию с UCI встали и организаторы "Вуэльты" и "Джиро", хотя им-то, казалось бы, до "Про Тура" нет никакого дела. Но трудно представить себе, чтобы заговорщики не согласовали свой демарш, например, с руководством Тура! А раз так, поддержка двух других суперпрестижных гонок лишь на руку командам.

В чем суть спора? Скорее всего, в дележе новых рынков сбыта велопродукции. В последние годы в велоспорте, как и во многих других зрелищных видах, активно разрабатывается бизнес-модель, направленная на то, чтобы соревнований в течение сезона было больше. Взять хотя бы Золотую лигу в легкой атлетике, Чемпионскую серию в фигурном катании, или шахматные Гран-при. В 1972 г. нечто подобное произошло в теннисе, когда была создана Ассоциация теннисистов-профессионалов (а позже и Женская теннисная ассоциация), и Международной федерации тенниса (ITF) пришлось потесниться. Помнит ли кто-то, что главные теннисные турниры, входящие в серию Большого шлема, до сих пор формально проводит ITF? Таково сегодня реноме более молодых теннисных лиг.

А именно в этом проблема UCI, которая изо всех крупных велотурниров недавно проводила разве что чемпионат мира. Более в активе у нее ничего не было. Создание "Про Тура" в UCI расценивали как спасательный круг, ведь основной финансовый поток шел мимо федерации. Теперь же, в случае, если команды (а с ними и ведущие гонщики) не поедут этапы "Про Тура", а после и вообще выйдут из-под юрисдикции UCI и создадут, например, свой аналог АТР, федерации останется либо "утереться" и попрощаться с возможными доходами, либо "упереться" и, скажем, дисквалифицировать оптом весь цвет мирового велоспорта и проводить чемпионаты мира без элиты.

Когда-то в мире существовала такая вещь как Велогонка мира. В ней участвовали спортсмены социалистических стран и их коллеги-любители. Помпа вокруг этой гонки в соцлагере была огромная. Однако в мире серьезного велоспорта гонку не считали сильной ни в организационном, ни в финансовом, ни в спортивном плане. Что ж, дело простое: ведь конкурировали в свое время спортсмены разных лагерей и в других видах спорта. Чего стоит одно "великое противостояние" СССР - НХЛ! Но Велогонка мира тихо скончалась, попытка создать российскую команду "Рослотто" провалилась с треском, и мир велоспорта плавно вернулся к досоветским временам.

Наверное, странно, что этого не произошло в хоккее, фигурном катании и прочее, а теннис, например, в постсоветской России вышел на вполне мировой уровень. Но это уже тема особого исследования. Нам же пока интересно понаблюдать, как сумеет выпутаться UCI из сложнейшей ситуации. "Мы продаем продукт (гонки "Про тура"), но никаких дивидендов от этого не получаем", - прямо заявил представитель команды "Буйже Телеком". Понятно, что это не интересно ни командам, ни их могущественным спонсорам.

Президент UCI Пэт Маккуэйд винит во всем компанию ASO, которая формально отвечает за проведение "Тур де Франс". Может, он и прав, ведь логика в действиях противников UCI прослеживается четкая. Они, кстати, и не отрицают, что создание частной лиги, не подчиненной UCI, - их главная цель. Похоже, например, на действия подобных "раскольников" в "Формуле-1" или европейском футболе - элементы шантажа налицо, но в результате все равно приходится идти на компромисс и делить новые доходы. Хотелось бы только, чтобы большой спорт не страдал от этого дележа большого спортивно-финансового пирога.

Выбор читателей