Большая петля на шее мирового велоспорта

Самая престижная в мире велоспорта многодневка стала ареной невероятных скандалов. К примеру, перед стартом Тур де Франс полиция обыскала расположение участников гонки и изъяла запрещенные препараты


ФОТО: AP



Самая престижная в мире профессионального велоспорта многодневная гонка Тур де Франс в последние годы стала ареной невероятных скандалов. До сих пор в памяти болельщиков и специалистов остаются события восьмилетней давности, когда в машине технической поддержки команды "Фестина" были обнаружены запрещенные медицинские препараты, и в результате все спортсмены, представлявшие эту команду, оказались сняты с гонки. Были в новейшей истории Тура и полицейские облавы, когда всех участников – от спортсменов до технического персонала – вытаскивали ночью из постелей, выстраивали в шеренгу лицом к стене и старательно обшаривали в поисках допинга. Бывали и побеги провинившихся, бывали штрафы и наказания... Словом, в велоспорте, где по ходу тяжелых многодневных гонок без поддерживающей медицины не обойтись, грань между допингом и, скажем, витаминными препаратами слишком уж тонка. Потому что слишком уж велики ставки: даже победа на одном из этапов Тура дает гонщику почти пожизненную славу и соответствующие доходы, включая рекламные. Впрочем, эта картина характерна почти для всего современного спорта, просто в велогонках она проявляется наиболее ярко.

"Большая петля" (эта кличка давно "прилипла" к Туру почти официально) словно бы затягивается на шее многих известнейших спортсменов и команд. Не стал исключением и год 2006-й: буквально перед самым началом состязаний французская полиция обыскала расположение участников гонки и изъяла множество запрещенных препаратов. Кроме того, были найдены 100 емкостей с обогащенной замороженной кровью – обычно она предназначается для так называемого "кровяного допинга". В ходе расследования всплыли имена некоторых велогонщиков, связанных с главным фигурантом дела – доктором Эуфемиано Фуэртесом. Фактически в применении допинга уличили очень известных спортсменов. В результате с гонки сняли огромное число потенциальных лидеров, таких как немец Ян Ульрих, уже побеждавший в Туре в 1997 г., итальянец Иван Бассо, выигравший в нынешнем сезоне еще одну суперпрестижную многодневку Джиро д'Италия, испанцы Франсиско Мансебо и Оскар Севилья. А казахстанско-немецкая команда "Астана-Вурц" не участвовала в Туре в полном составе, включая ее лидера, Александра Винокурова. Вначале дисквалифицировали всю команду, затем Международный спортивный арбитражный суд в Лозанне дисквалификацию вроде бы снял, но руководство "Астаны-Вурц" приняло решение все же на рожон не лезть и в Туре не участвовать. Директор Тура Жан-Мари Леблан заявил, что организаторы столкнулись с действиями преступной группировки, делающей деньги на велоспорте и манипулирующей спортивными результатами. "Мы находимся буквально на грани столкновения с криминальным миром, поэтому нам необходимо активное вмешательство со стороны полиции", – эти слова Леблана стали символом состояния современного велоспорта.

Если учесть, что по ходу гонки сошли с дистанции такие мастера, как Алехандро Вальверде, Бобби Джулич, Иван Майо, Паоло Савольделли, каждый из которых мог претендовать на победу в общем зачете, становится понятно, что без новых героев нынешнему Тур де Франс не обойтись. Конечно, кто-то в итоге все равно приехал бы на финиш 93-го Тура первым. Но победа победе рознь, а в этой многодневке ценят яркие и героические достижения. Спортивная составляющая Тура долгое время была не столь интересной – вплоть до появления новых героев этого суперсложного веломарафона.

Таковым в первую очередь стал американец Флойд Лэндис, которому после победы в общем зачете нынешнего Тур де Франс прочат славу великого Лэнса Армстронга, выигрывавшего эту гонку семь раз подряд. Лэндис в ходы нынешней гонки действительно совершил спортивный подвиг. Перед 17-м этапом он очень плохо проехал один из горных отрезков трассы и потерял лидерство. Его списали со счетов, поскольку для возвращения на первое место ему надо было отыгрывать около шести минут. Ни одного выигранного этапа – явно не чемпионский почерк, считали эксперты. И когда в начале этапа Лэндис вырвался в лидеры и с большим отрывом уехал далеко вперед, этот рывок посчитали авантюрой, ведь в истории Тура очень много случаев, когда беглеца настигали, после чего он утрачивал все шансы на победу. Но в этот раз догнать американца так и не смогли – он выиграл первый в жизни этап "Большой петли", а на следующий день в гонке с раздельного старта вернул себе лидерство. Далее оставалось только его удержать и оправдать прогнозы и Армстронга, и другого корифея былых времен Эдди Меркса, которые прочили Лэндису общий успех.

Любопытно, что 30-летний Лэндис – бывший чемпион США в другом виде велоспорта – маунтинбайке. И это, и его возраст, и чудесное преображение на 17-м этапе, конечно, дают основания недоброжелателям подозревать американца в нечистой победе с использованием допинга. Вновь и вновь перечисляя длинный список не вышедших на старт Тура фаворитов, многие специалисты уверяют публику, что Лэндис никогда бы не победил их в очном споре. Однако все допинг-пробы американца оказались чистыми. А это означает, что его победа войдет в историю Тура как одна из самых драматичных страниц велоспорта ХХI века.

И в завершение – окончательные итоги гонки. Победа Лэндиса означает, что восьмой раз подряд триумфатором "Большой петли" становится американец, ведь предыдущие семь раз побеждал Армстронг, которого также совсем недавно обвиняли в употреблении запрещенных препаратов при лечении от рака. Второе место в Тур де Франс-2006 занял испанец Оскар Перейро, а третьим стал немец Андреас Клоден. Лучше всех из россиян выступил Денис Меньшов, занявший в общем зачете шестое место. Лучшим спринтером признан австралиец Робби Мак-Юэн, который выиграл три этапа гонки. Титул "Горного короля" завоевал датчанин Маркус Расмуссен, а лучшим молодым гонщиком стал итальянец Дамиано Кунего. Кстати, этот приз недавно выигрывал и Меньшов, так что на будущий год он вполне может оказаться в числе претендентов на победу.

Выбор читателей