В космосе обнаружена "безжизненная пустыня"

Астрономов занимают галактики, не только содержащие органические вещества, но и не имеющие ни малейшего намека на их присутствие. На днях сверхмощный телескоп явил астрономам одну из таких "пустынь"

ФОТО: NASA.org

Если одних астрономов интересуют планеты, похожие на Землю, то другие ищут галактики, в которых, напротив, нет ничего, что могло бы поспособствовать зарождению каких-либо форм жизни. На днях телескоп Spitzer обнаружил одну из таких безжизненных "пустынь".

Из снимков, сделанных телескопом, явствует, что на внешнем крае спиральной галактики Messier 101, находящейся на расстоянии 27 млн световых лет от нашей планеты, полностью отсутствуют какие-либо органические частицы. "Рукава" галактики покрыты туманностями, где формируются звезды, однако не это привлекло внимание ученых: благодаря инфракрасному диапазону, в котором работает телескоп, астрономы заметили красные области, в которых полностью отсутствуют органические молекулы - полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Как правило, их можно обнаружить в зарождающихся звездах.

Многие ученые разделяют точку зрения, согласно которой ПАУ являются "стартовыми" субстанциями, необходимыми для образования жизни. Если же они исчезают, что в этом, скорее всего, повинна радиация на внешнем крае галактики.

Отметим, что, изучая далекую галактику, ученые надеются разгадать тайну зарождения нашей планеты. Поскольку свету требуется немало времени, чтобы достичь "зрителей", то фактически сейчас астрономы наблюдают события давно минувших дней.

Messier 101, также известная как Pinwheel ("Вертушка") расположена в созвездии Большой Медведицы. Протяженность галактики составляет 170 тыс. световых лет, что в 1,7 раза больше, чем у Млечного пути. Интересно, что из более чем триллиона звезд, входящих в состав Messier 101, порядка 100 млн могут быть аналогичны нашему Солнцу, поскольку предположительно имеют такую же температуру.

К слову, первую детальную фотографию спиральной галактики ученые получили сравнительно недавно - два года назад. При составлении детальной картины использовались снимки, сделанные в течение последних десяти лет: в марте 1994 г., сентябре 1999 г., ноябре 2002 г. и январе 2003 года. Изображения наложили одно на другое, а окончательный вариант был составлен из одиночных снимков, сделанных через голубой, зеленый и красный светофильтр.