Пентагон прописал рецепт будущему президенту

Министр обороны составил план действий для следующего лидера США. Вооруженная борьба с террористами по всему миру отодвинет на второй план подготовку Америки к войнам с другими странами




Стратегия национальной обороны - один из главных документов, определяющих не только приоритеты в развитии Вооруженных сил, но и внешнюю политику США. Такой план-описание регулярно обновляется Министерством обороны. Однако, как правило, это происходит при избрании нового президента или существенном изменении геополитической обстановки. Только нынешняя Стратегия выбивается из общего ряда: за полгода до окончания полномочий президента Джорджа Буша министр обороны Роберт Гейтс подготовил стратегию-завещание для нового лидера.

Документ, попавший в руки The Washington Post, предполагает, что главным приоритетом как внешней политики, так и развития Вооруженных сил станет иррегулярная борьба с международным терроризмом, так называемая долгая война. Такое противоборство будет осуществляться военными мерами, организационной помощью и финансовой стимуляцией решения социальных и экономических проблем конфликтных регионов. Примером фронтов долгой войны Роберт Гейтс называет усилия США по созданию устойчивых демократических правительств в Ираке и Афганистане.

Согласно новой Стратегии национальной обороны, "военные усилия по захвату или уничтожению террористов должны играть вспомогательную роль в деле укрепления местных правительств и стимуляции экономического развития, а также сочетаться с пониманием тех проблем, что часто приводят к созданию повстанческих движений и террористических групп".

Такой подход, по мнению Роберта Гейтса, позволит переложить основное бремя вооруженной борьбы с террором на местные союзные правительства проблемных регионов.

Повествуя о существующих ныне очагах антитеррористической кампании, министр обороны США отмечает, что "успех США в Ираке и Афганистане, жизненно важный для исхода конфликта, не будет победным завершением всей войны". По мнению Гейтса, нельзя упускать из вида "длительную эпизодическую многофакторную борьбу на различных фронтах, более сложную, чем противоборство с коммунизмом в годы холодной войны".

Предотвращение традиционных войн между странами, согласно концепции, становится приоритетом №2. Документ рассматривает Китай и Россию как потенциальных соперников, поэтому предполагает комплекс мер по предотвращению возможного противостояния с ними. По мысли Пентагона, тесное экономическое сотрудничество с этими странами должно идти рука об руку с мерами, препятствующими усилению их военной мощи.

Особую надежду Гейтс связывает с Индией. Ее экономическое усиление и укрепление Вооруженных сил вселяют в министра обороны США веру, что Индия станет одним из главных гарантов региональной стабильности и безопасности в азиатском регионе.

Впрочем, в начале своей Стратегии национальной обороны Роберт Гейтс признает, что она является переходным документом и будет пересмотрена новым правительством. Такой признание, по мнению министра обороны, не умаляет значимости его разработок. Гейтс называет 28-страничную Стратегию "подробным планом действий" для нового американского лидера.

Такое мнение не разделяют генералы из Комитета начальников штабов США. По их мнению, Гейтс недооценивает опасность военного противостояния с другими странами, а его однозначный акцент на войне с террором может отвлечь США от усилий по обеспечению своего преобладания в сфере высоких военных технологий, ПРО и освоения космоса в целях обороны.

Выбор читателей