В генах млекопитающих обнаружены "космические захватчики"

Более 30 миллионов лет назад в генетический код некоторых млекопитающих проникли "космические захватчики". Именно так ученые окрестили чужеродный фрагмент, который, ко всему прочему, передается необычным путем

Революционное открытие сделали американские ученые из университета Техаса. Исследователи обнаружили в геноме некоторых млекопитающих, совершенно не связанных друг с другом "родственными узами", один и тот же генетический фрагмент, который они назвали "космическим захватчиком".

Как удалось выяснить специалистам, "захватчик" встроился в геном отдельных видов представителей фауны путем так называемой горизонтальной передачи, а не наследования, как это происходит обычно. Седрик Фешотт, руководитель исследовательской группы, обнаруженные ими транспозоны на 96% совпадают в геноме крыс и мышей, лемуров галаго, бурой летучей мыши, опоссума, африканского щетинистого ежа и двух видов рептилий. Однако "захватчики" не были обнаружены в геноме многих других позвоночных животных.

Горизонтальная передача генов распространена у бактерий. Чужеродные гены встраиваются в организм при помощи вирусов, кольцевых ДНК (так называемых плазмид) или транспозонов. Однако наблюдать такой феномен у более высокоорганизованных организмов практически невозможно, в свете чего находка Фешотта и его коллег кажется еще более поразительной.

Этот случай является первым обнаруженным свидетельством горизонтальной передачи генов у млекопитающих. Ученые полагают, что это произошло в период от 15 до 46 млн лет назад и не исключают, что подобный генетически "финт" действительно мог произойти не без участия инопланетных форм жизни.

Отметим, не так давно международной группе биологов удалось расшифровать геном одного из самых загадочных созданий животного мира - утконоса. Отряд, в который входят утконос и ехидна, сохранился еще с тех времен, когда разница между рептилиями, птицами и млекопитающими была еще не столь велика, так что ДНК утконосов представляет своеобразный микс из генов совершенно разных классов животных и является ключом к загадкам эволюции.

Исследование подтвердило, что родственники утконоса являются нашими древнейшими предками, хотя эволюционные пути человека и утконоса разошлись 170 млн лет назад.

Попутно ученые нашли ответ на ряд других любопытных вопросов. В частности, утконос и ехидна, единственные из всех млекопитающих, имеют ядовитые железы (они находятся в основании шпор на задних лапах). Однако вопрос о том, как эти жители Австралии обзавелись таким полезным приспособлением, до сих пор оставался открытым. Исследование ДНК показало, что яд представляет собой смесь из белков, которые первоначально имели различные функции. Поразительно, но те же белки были найдены в яде пресмыкающихся, хотя утконос и ядовитые змеи эволюционировали независимо друг от друга.