Российский кризис будет тяжелее американского

Специалисты бьют тревогу: финансовый кризис в России будет более продолжительным, чем в других странах, и весьма болезненным для национальной экономики. Надежда у страны одна – модернизация экономики




Чем дальше, тем хуже – так вкратце можно охарактеризовать прогноз специалистов относительно состояния российской экономики на ближайший период. Однако свет в конце тоннеля все же есть – модернизация. В чем именно она должна состоять и что ждет россиян, если необходимые меры по локализации последствий кризиса не будут вовремя приняты? Эти вопросы обсуждались в рамках состоявшегося накануне круглого стола на тему "Модернизация в условиях глобального финансового кризиса: что должна делать Россия".

По мнению одного из участников встречи, директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, кризис окажется долгим, и "российская экономика пройдет через несколько волн сокращений производства". "Первая волна, идущая сейчас, вызвана сжатием спекулятивных операций, удорожанием кредитов и отказом от планов наращивания производства: замораживаются даже почти готовые стройки, увольняется персонал, нанятый под новые проекты", – отметил эксперт. Вторая волна связана с сокращением доходов от экспорта и отказом экспортеров в этой связи от новых инвестиций и проектов. На третьей стадии, по мнению Делягина, весьма ощутимым станет сокращение бюджетных доходов, и эта тенденция заметна уже сегодня. Выход из кризисной ситуации, по мнению эксперта, – "поддержание необходимого экономике уровня спроса за счет наращивания государственных расходов и рефинансирования экономики Центральным банком".

Что касается длительности кризиса, директор Института проблем глобализации уверен, что "российский кризис будет еще длительней мирового, так как без срочных мер весной 2010 г., а то и осенью 2009 г., под его ударами сдетонируют наши внутренние проблемы – незащищенность собственности, произвол монополий, бедность, разрушение инфраструктуры, деградация человека и государства до полной утраты управляемости".

Прогнозы директора департамента стратегического анализа ФБК* Игоря Николаева менее пессимистичны, однако он разделяет опасения Делягина относительно серьезности положения: "нас ждет серьезнейший экономический спад". Нынешний кризис – прежде всего "кризис доверия", иными словами, "уровень доверия к российской экономике ниже, чем к экономике других стран", и это одна из причин того, что рецессия будет длительной. Подливают масла в кризисный огонь, по мнению Николаева, "сырьевая направленность российской экономики", низкий уровень ее "институциональной продвинутости" и неэффективность мер, предпринимаемых правительством в сложившейся ситуации. "В 2009 г. у нас вообще не будет экономического роста, мы обнулимся в лучшем случае", – прогнозирует Игорь Николаев. Выходом из ситуации он считает активное использование института гарантий. Хорошим примером в данном случае является закон о страховании вкладов до 700 тыс. рублей.

Заведующий сектором Института экономики РАН Борис Хейфец полагает, что между нынешним кризисом и событиями 1998 г. много общего: стремительный отток капитала, быстрый расход резервов, ослабевание национальной валюты и отсутствие программы по выходу из рецессии. Меры по преодолению кризиса эксперт назвал следующие: во-первых, "улучшение инвестиционного климата", во-вторых, "усиление роли государства в экономике". По мнению Бориса Хейфеца, не исключено, что "Россия из страны, экспортирующей нефть, может превратиться в страну, импортирующую нефть". В связи с этой угрозой необходимо скорейшее создание хотя бы минимального нефтяного резерва.

Кризис в России начался еще летом прошлого года, когда резко выросли цены на капусту, заявил Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики РАН. Именно тогда экономисты задумались над тем, почему без видимых причин уровень инфляции в стране взлетел до небес. Гонтмахер уделил особое внимание социальному аспекту проблемы, а именно – грядущим переменам на кадровом рынке. Время "кадровой расточительности" (наличия в организациях множества ненужных работников) сменяется "временем профессионалов". То есть спрос на высококвалифицированных специалистов будет расти, тогда как прочим придется в кратчайшие сроки менять профориентацию. Каким образом государство будет решать эту проблему, пока не ясно. Что касается дискуссионного вопроса относительно вмешательства государства в экономику, то Евгений Гонтмахер уверен: оно должно быть минимальным, и, чтобы преодолеть кризис, необходимо прежде всего дать свободу бизнесу.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей