Рубль получил братскую поддержку

Москва и Минск подписали соглашение о предоставлении белорусской стороне стабилизационного кредита в размере двух миллиардов долларов. Кроме того, Белоруссия будет рассчитываться за нефть и газ в рублях




Москва и Минск подписали накануне соглашение о предоставлении Белоруссии финансовой помощи в размере $2 миллиардов. С российской стороны подпись под документом поставил министр финансов Алексей Кудрин, с белорусской – его коллега Андрей Харковец.

Перечисление средств в рамках государственного стабилизационного кредита рассчитано на два года. Первая половина кредита будет переведена уже в этом году, а вторая – в начале следующего. По поводу второго транша в срок до 28 февраля 2009 г. должно быть заключено дополнительное соглашение. В соответствии с условиями договора, кредит предоставляется на 15 лет с пятилетней отсрочкой по основному долгу по ставке LIBOR+3%.

Белоруссия обратилась к России за помощью в конце прошлого года, сразу после того, как Минск получил от Москвы кредит на $1,5 млрд с выплатой через 15 лет. Белорусская сторона запрашивала эти средства, в частности, на оплату энергопоставок.

Вчера же Алексей Кудрин и замглавы правительства Белоруссии Андрей Кобяков подписали меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран относительно координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик. Кроме того, Россия и Белоруссия договорились о переходе на расчеты в российских рублях в торговле нефтью и газом. По словам Кобякова, "это будет нашим своеобразным вкладом в придание российскому рублю статуса региональной валюты".

Со своей стороны, глава российского Минфина отметил, что некоторые компании уже используют рубли в расчетах с Россией. "Но мы собираемся расширить сферу применения рубля, чтобы это оговаривалось в межгосударственных соглашениях и отношениях ведущих хозяйствующих субъектов, которые осуществляют главные закупки", – подчеркнул Кудрин. Он также отметил, что переход компаний на расчеты в рублях – это их добровольный выбор: "Наша задача – чтобы это было еще и выгодно".

По мнению Кобякова, для взаиморасчетов в рублях "нужны рубли как денежная масса". "Это будет предметом отдельных переговоров", – добавил он. Белорусский вице-премьер уточнил, что данное соглашение будет одним из ключевых пунктов плана совместных действий России и Белоруссии.

Заявления российского вице-премьера созвучны идеям Дмитрия Медведева, высказанным в послании к Федеральному Собранию две недели назад. Накануне глава государства повторил свой тезис об укреплении позиций рубля на международном уровне. "Мы хотели бы развивать собственную валюту, российский рубль, и сейчас работаем над тем, чтобы создать на базе наших возможностей один из мировых финансовых центров, то есть по сути превратиться в одного из глобальных финансовых игроков, – заявил Медведев. – Речь идет о том, чтобы работать и на рынках СНГ, в Центральной и Восточной Европе, но мы не ограничиваем это евразийским пространством. В любом случае, независимо от кризиса и текущих трудностей, до конца года будет принят пакет законов в России для формирования такого центра. Мы от этой идеи не только не отказываемся, мы считаем, что это удобный период, чтобы это сделать".

Не исключено, что быстрое разрешение всех вопросов, связанных с выделением кредита, является одним из условий признания Минском независимости Абхазии и Южной Осетии. О солидарности с российской позицией Александр Лукашенко заявил еще в конце августа, однако до сих пор Белоруссия так и не сделала официального заявления о признании республик. "Белоруссия выступает за решение любых противоречий мирным путем. И мы не можем сказать, что тот геноцид, который был, мы можем поддержать", заявлял ранее полномочный посол страны Василий Доголев. Он подчеркнул, что Белоруссия является союзником России и поддерживает ее, в том числе, и в ситуации с двумя кавказскими республиками: "Что касается поддержки, то мы же союзники, и этим все сказано". Возможно, что после выделения первого транша по кредиту поддержка со стороны Минска выльется во что-то более конкретное.

Выбор читателей