Медведев подвел итоги уходящего года

"Мы, конечно, предполагали, что у Саакашвили не все в порядке с мозгами, но не ожидали, что до такой степени..." Полная версия телевизионных "Итогов года с президентом России"


ФОТО: АР



Дебютировав в программе "Итоги года с президентом России", Дмитрий Медведев постарался ответить на самые злободневные вопросы в новом формате. Часовая беседа стала самым масштабным интервью президента. Если программа окажет должный эффект, то "Итоги года..." станут традиционной составляющей предновогоднего эфира.

Вопросы президенту задавали руководители информационных служб трех каналов - Первого, "России" и НТВ - Кирилл Клейменов, Дмитрий Киселев и Татьяна Миткова.

Татьяна Миткова: Каким был год?

Дмитрий Медведев: Год был разным. Этот год принес и радостные события, победы, спортивные, творческие, принес ряд серьезных позитивных результатов в экономике, в социальной сфере. И в этом смысле год был нормальным. Но этот год принес и драматические события: события на Кавказе, агрессия Грузии против отношении Южной Осетии. Завершение этого года проходит в условиях, когда мы пытаемся преодолевать последствия финансового кризиса.

Татьяна Миткова: Вы можете восстановить картину?

Дмитрий Медведев: Эта картина останется теперь со мной на всю жизнь. Такие вещи для любого человека врезаются в память настолько, что остаются навсегда. Для меня, наверное, это был один из самых трудных дней в моей жизни. Я могу даже хронологически вспомнить, что тогда происходило.

Где-то в районе часа ночи мне позвонил министр обороны Сердюков и сказал, что по их информации Грузия объявила войну Южной Осетии. Но каких-то движений еще не было. Я сказал ему, чтобы они наблюдали за ситуацией, смотрели за развитием событий и регулярно докладывали, что и происходило в течение, по сути, нескольких часов. Каждые полчаса он звонил мне и говорил о том, что происходит: в какой момент появились танки, в какой момент появились другие технические средства, на которых передвигались грузинские войска. В конечном счете, до какой-то поры у нас еще оставались надежды на то, что это все-таки некая провокация, которая не будет доведена до конца. Но в тот момент, когда реально заработали ракетные орудия, начали стрелять танки и мне было доложено о гибели наших граждан, в том числе миротворцев, я ни минуты не колебался и отдал приказ на поражение и ответные действия.

При принятии такого решения приходится взвешивать все последствия, в том числе и необратимый характер такого рода приказов. Грузинской руководство развило крупномасштабную войну. Нами были приняты меры, и военная компания, которая продолжалась пять суток, показала силу российского оружия и силу духа. Российская армия разрушила военную инфраструктуру Грузии но избежала негуманных действий. Но безусловно, что в этот период наш военный контингент проявил лучшие качества. Подготовка и дух оказались на высоте. Не посрамили армию. А это дорогого стоит.

Кризис

Дмитрий Медведев: Если отмотать немножко пленку назад и вспомнить ряд моих выступлений, мы откровенно говорили, что события могут развиваться драматическим путем. Нас заверяли, что все будет OK. Оказалось не так. Наши прогнозы оказались исключительно верными. Кризис накрыл всю планету и работает жестко. Мы понимали, что такое развитие событий возможно. Но все-таки в России за последние годы было сделано многое. Мы многое сделали, чтобы укрепить экономику. Однако она подверглась довольно существенным ударам. Когда прекращается финансирование и закрывается множество кредитных позиций, это не может не отразиться на общей ситуации. Но мы бы оказались в существенно более тяжкой позиции, если бы не готовились.

Татьяна Миткова: Наступает тяжелый период. От государства ждут защиты. Какими должны быть действия власти? Чего нам ожидать?

Дмитрий Медведев: Власть всегда должна быть предельно внимательна к своим гражданам. В условиях кризисных явлений власть должна быть не просто внимательной, она должна быть в постоянном контакте с населением страны и быстро принимать эффективные решения. Мы, естественно, на этом кризисе можем что-то потерять: темпы роста, развитие реального производства, которое планировали. Кризис есть кризис. Но мы ни в коем случае не должны потерять ни одного из социальных завоеваний, которые были совершены в последние годы. В конце концов, Российская Федерация по Конституции - это социальное государство, и это не просто слова. Мы много сил вкладывали в социальный сектор, и мы не должны потерять ничего из того, что было сделано в поддержку социального сектора - и заработной платы, и реальных доходов, и пенсионных накоплений. Это самое главная. Святая обязанность руководства страны в этот период – заниматься социальной поддержкой граждан. Это прежде всего.

Что касается будущего, я считаю, что ситуация не самая простая, но нет поводов для каких-то абсолютно драматических выводов или тем более истерик. Нет оснований полагать, что нам нужно будет предпринимать какие-то радикальные. Россия способна платить по своим долгам, и объем внутреннего долга у нас такой, что никакого дефолта быть не может. Никакой деноминации мы тоже не предполагаем - это абсолютно бессмысленная вещь.

Что касается курса рубля, то он должен быть эффективным и он должен соответствовать реальному состоянию нашей экономики. То есть мы должны его поддерживать в определенных границах, но в то же время этот курс должен быть, может быть, чуть более гибким, чем это было последнее время, с тем, чтобы не создавать внутриэкономических проблем.

Линия поведения властей не может быть такой как в 98-м году, когда какие-то решения были приняты, а не следующее утро все проснулись ограбленными. Мы будем вести предсказуемую экономическую политику и поддерживать нормальные хорошие макроэкономические пропорции в условиях, в которых мы сейчас живем.

Кирилл Клейменов: Прогнозы относительно кризиса настолько разнятся… Что будет дальше? Когда дно у этой ситуации? Когда Россия выйдет из этого непростого положения и какой она выйдет?

Дмитрий Медведев: Я не аналитик и не гадалка, и, конечно, не буду строить никаких прогнозов, но могу сказать, что, во-первых, у кризиса непонятные закономерности, и существует надежда, что если он так быстро начался, то при консолидированных действиях государства его окончание может быть даже быстрее, чем мы предполагаем. Крайне важно было бы, чтобы Россия вышла из этого кризиса не ослабленной а укрепившейся. Кризис - это не только досадные проблемы: уменьшение количества денег, уменьшение объёма инвестиций, остановка каких-то производств, но и новые возможности. Поэтому наша задача - выйти из этого кризиса с наименьшими потерями, укрепив производственную базу, снизив нашу зависимость от поставок сырья на экспорт. В условиях кризиса больше всех теряют страны экспортно-ориентированные. Это относится и к нашим соседям, и к нам. Мы должны создавать более дифеверсифицированную экономику, которая будет представлена и новыми рабочими местами, и развитой инфраструктурой.

Международные отношения

Татьяна Миткова: Вы в последнее время много общаетесь с мировыми лидерами. По Вашему мнению, России сейчас в мире комфортно?

Дмитрий Медведев: Интересы России должны обеспечиваться всеми доступными средствами, это мое глубокое убеждение. Прежде всего, международно-правовыми средствами, в рамках международных институтов, таких как Организация Объединенных Наций, региональные структуры, в которых мы принимаем участие. Но в необходимых случаях – и за счет силовой компоненты. Мир очень противоречив и непрост, в мире огромное количество внутренних конфликтов, мир содержит очень значительное число угроз: и терроризм, и международная преступность. На все эти вызовы мы должны быть готовы дать ответ, в необходимых случаях – и достаточно жесткий, силовой ответ, иначе мы не сможем обеспечить суверенитет нашего государства. Мы не должны увлекаться одной компонентой, мы должны искать компромиссы и договоренности с самыми разными силами, если они не выступают с открытыми угрозами против Российской Федерации.

Мне вполне комфортно общаться с моими коллегами за границей. Но иногда я чувствую попытку поставить Россию на место. И если некоторое время назад, когда Россия была в другой ситуации, это проходило, то в сегодняшней ситуации это просто недопустимо. И по этим вопросам, я как президент Российской Федерации всегда буду занимать принципиальную позицию, даже если это кому-то не нравится.

Если речь пойдет о посягательстве на жизнь и достоинства, позиция России будет простой и разумно жесткой – защищать российских граждан, где бы они не находились. В этом нте нарушения международного права, это обязанность любой страны и любого лидера.

Армия

Дмитрий Киселев: В уходящем году военные часто появлялись на телеэкранах. В чем суть уже начатых и идущих в армии перемен? Не изменятся ли сроки срочной службы?

Дмитрий Медведев: Смысл понятен - сделать жизнь военнослужащих более комфортной, более защищенной. По срокам ничего меняться не будет, решения приняты и они реализовываются. За последнее время произошла некоторая трансформация Вооруженных Сил. Если количество офицеров имеет определенную пропорцию к количеству солдат и сержантов - примерно 15% - 20%, - то в нашей стране эта пропорция оказалась сломанной, так как у государства не было возможности создать другую конфигурацию. Поэтому вот этими вопросами мы и должны заниматься. При этом, конечсно, сохраним и три существующих вида Вооруженных Сил, я имею в виду Сухопутные войска, Военно-Морской Флот и Военно-воздушные силы, и три существующих рода войск: Космические войска, Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска.

В целом все эти перемены направлены на то, чтобы создать более боеспособные Вооруженные силы. Мы говорили, что на кавказской войне наши Вооруженные силы продемонстрировали лучшие качества, но это не значит, что не было дефектов. Что нужно сделать? Перейти к службе в частях постоянной готовности. Радикально улучшить ситуация с поставками военной техники. Создать нормативную основу службы в Вооруженных силах. Не менее важная задача - социальная защита военнослужащих и членов их семей. Начиная с 2009 г., служащие в частях постоянной готовности будут получать совершенно другую зарплату, сопоставимую с уровнем развитых стран - от 70 до 250 тыс. руб. в месяц в зависимости от должности. При этом работа должна вестись без каких-то кампаний и необдуманных движений. За этим я буду лично следить, как верховный главнокомандующий.

Украина

Кирилл Клейменов: Из года в год обсуждается вопрос о перспективах развития СНГ. Сейчас мы наблюдаем очередной виток газового противостояния, в обиход вошло словосочетание "украинский газовый шантаж". Каким Вам видится новый год на российско-украинском направлении внешней политики?

Дмитрий Медведев: Скажу откровенно, я не буду сейчас разбирать подробности российско-украинских отношений. Тот факт, что ряд украинских руководителей принимал решения о поставках оружия в Грузию и направлял людей, обученных стрелять по российским Вооруженным силам, иначе как преступлением против российско-украинских отношений, мы назвать не можем. Это навсегда в нашей памяти. Но если говорить от деловых отношениях, то на них не может не сказываться та ситуация, которая в последние годы существует в Украине. Проблема в том, что там отсутствует эффективная власть. Политический истеблишмент находится в постоянном противодействии. То, что происходит на газовом направлении - лишняя демонстрация неэффективности усилий. Лучше бы все силы направили на то, чтобы расплатиться. Нет, пытаются придумывать что-то, различные позиции занимают. Стыдно должно быть. Должны заплатить до последнего рубля, если не хотят, чтобы их экономика столкнулась с санкциями и требованиями со стороны Российской Федерации. Невозможно так дальше продолжать. Пусть деньги все заплатят. Я надеюсь, что украинские политики примут все необходимые решения и мы в новый год пойдем с этой позицией, очищенной от наслоений прошлого

Кирилл Клейменов: Если Украина не заплатит, то мы газ перекроем?

Дмитрий Медведев: У нас нет такой цели. Наша цель - получить деньги. Но если Украина не будет платить, мы будем использовать весь арсенал наших возможностей, никаких иллюзий быть не должно. Естественно, при исполнении всех наших обязательств в отношении потребителей в других странах, в том числе и в Европе.

Приоритеты Медведева

Дмитрий Киселев: Каковы приоритеты президента Дмитрия Медведева сегодня?

Дмитрий Медведев:Приоритеты поэтому так и называются, что их нельзя менять каждый месяц. Приоритеты остаются прежними - развитие государства, исполнение наших планов до 2020 г., решение социальных задач. Необходимость создания более комфортной, более полноценной жизни для наших людей – вот он, высший приоритет. Ничего другого просто и быть не может. И такие приоритеты не меняются.

В международной сфере это, естественно, выстраивание дружеских отношений с государствами и отстаивание наших национальных интересов. Поэтому приоритеты не меняются, знамена остаются прежними. Меняются иногда методы исполнения этих задач. И, конечно, мы не можем не учитывать ту ситуацию, которая сложилась. Тем не менее, наша задача, задача власти в целом - сделать так, чтобы социальные завоевания последнего времени, к которым мы так стремились, были в полной мере сохранены Я считаю, что такие возможности у нас есть. В 2009 г. рост пенсий составит 37%, в 2010 г. - 50% по сравнению с 19% в 2008 году. Даже в условиях текущих экономических сложностей мы должны прежде всего думать об исполнении социальных обязательств. То же самое касается минимальной заработной платы, которая будет исчисляться иначе, она будет по сумме более чем 4 тыс. рублей. То же самое касается исполнения наших обязательств в демографической сфере, наших обязательств перед нашими малыми предпринимателями. Все эти задачи сейчас должны будут реализовываться, но, естественно, с учетом той коррекции, которая связана с текущей экономической жизнью. Приоритет номер один – социальная поддержка населения. Нет ничего важнее для властей сегодня.

Спортивные победы

Кирилл Клейменов: Уходящий год запомнится всем нам выдающимися победами российских спортсменов. Удалось ли Вам посмотреть хоть что-то в прямом эфире вместе со страной? Потому что рейтинги говорят о том, что финал чемпионата мира по хоккею или исторический матч Россия–Голландия на футбольном чемпионате смотрела буквально вся страна.

Дмитрий Медведев: Все смотрел из ключевых матчей и болел, естественно. Потом звонил, поздравлял с победой, потому что не мог удержаться от этого. Хочется, честно говоря, их пересматривать еще и еще раз, потому что, когда увеличивается количество всякого рода негативных новостей, приятно вернуться к позитивным вещам, это нормально абсолютно. Была ситуация, когда я ничего не смотрел. Это, к сожалению, была Олимпиада в Китае. Я в течение всего времени не смог посмотреть ни одного репортажа, но тому была причина.

Кирилл Клейменов: Что, по-Вашему, нужно сделать, чтобы таких моментов у нас было больше в будущем и чтобы мы раз за разом переживали это прекрасное состояние?

Дмитрий Медведев: Что нужно сделать? Нужно этим заниматься, по-нормальному, по-серьезному – так, как стали заниматься последние несколько лет. Надо создавать новые спортивные объекты, открывать и большие дворцы спорта, бассейны, ещё что-то, и просто маленькие "коробки" ставить, где играют в футбол, в хоккей. Это, наверное, самое главное, что может сделать государство. А все остальное – это уже сами люди решат. Но могу вам сказать – где бы я ни был, везде огромное внимание стали уделять в последнее время развитию спортивной инфраструктуры, любой губернатор, с которым я разговариваю. Это стало модным - даже не потому, что есть такие прекрасные успехи, а именно потому, что люди этого хотят. Люди с удовольствием приходят, записываются в секции, ходят, играют, – просто это такой уже образ жизни, если хотите. Это означает, что наша нация просто становится более здоровой. Сейчас, мне кажется, крайне важно не потерять опять же то, что было сделано, потому что те заделы, которые существуют, желательно довести до конца. То есть если запланировано строительство какого-то спортивного объекта, уже стройка начата – надо ее завершить. Ну а эмоциональная оценка, я с Вами не могу не согласиться, это такие минуты, которые не забываются. Но есть минуты, которые создают такой негативный фон эмоций, а есть минуты, которые врезаются в память как самые позитивные мгновения, когда ты ощущаешь огромную гордость за свою страну, за спортсменов и даже за болельщиков, которые помогают, поддерживают и показывают все свои лучшие качества. Так что я в этом смысле тоже с радостью вспоминаю эти мгновения.

Новый год

Дмитрий Киселев: Дмитрий Анатольевич, в 2008 г. остается всего лишь одна неделя. Как Вы планируете провести эти дни, и есть ли в этих планах хоть что-то личное? И вообще как готовитесь к Новому году Вы и Ваша семья?

Дмитрий Медведев: Личного здесь не так много, как мне, может, того хотелось. Я очень люблю предновогоднюю неделю, и раньше мне удавалось что-то сделать такое более семейное, более приятное, но у меня обычный график работы в этот период. Конечно, будут и поздравления, потому что без этого не обходится. Что же касается новогодних праздников, то я считаю, что Новый год нужно встречать с близкими дома, в кругу своей семьи. Просто мне кажется, что это такая традиция, которая очень глубоко сидит в каждом из нас. Это точно национальные особенности наши, потому что у нас с Новым годом связаны самые какие-то светлые представления. Новый год в России любят по-особенному, так, как его не любят нигде. Потому что там есть выстроенная череда праздников, а у нас к Новому году такое все-таки особенное, сказочное отношение. И это глубоко сидит в каждом из нас, и во мне тоже. Поэтому я хотел бы таким образом провести Новый год. Ну а потом, может быть, если получится, немножко съездить отдохнуть – несколько дней, может быть, на лыжах покататься, если получится.

Кирилл Клейменов:А есть какая-то особая традиция в Вашей семье? Все-таки в праздник Нового года во многих семьях свои традиции.

Дмитрий Медведев: Вы знаете, традиция заключается в том, чтобы была хорошая елка, живая, безусловно. И этим занимаются все с удовольствием – занимается жена, занимается ребенок. Он мне даже вчера говорит: елка плохо как-то выглядит, на ней лампочки не того цвета. То есть это нам нравится, во всяком случае мне приятно этим заниматься. Ну и, конечно, возможность посидеть с близкими людьми, поздравить их, поздравить семью, поздравить маму. Мне кажется, что это важно для любого человека. Ничего сильно выдающегося здесь тоже нет.

Татьяна Миткова: Ну что ж, спасибо большое Вам, господин Президент, за эту возможность задать Вам вопросы, которые волнуют наших телезрителей.

Дмитрий Медведев: Я хотел бы еще раз поздравить вас с наступающим Новым годом, сказать вам большое спасибо за ту работу, которую вы ведете как журналисты, как представители средств массовой информации. Это важно и в сложных условиях, и в каких-то более простых ситуациях. Это важная работа, спасибо вам большое за это. Передайте вашим коллегам от меня слова признательности и благодарности за все то, что они делают, работая на своих должностях. Ну и, конечно, я их всех поздравляю с Новым годом!

Выбор читателей