США спасут мир без посторонней помощи

Всемирный экономический форум продемонстрировал царящую в мире растерянность и все то же, что и два месяца назад, отсутствие предпосылок к принятию совместных решений




В воскресенье швейцарском Давосе завершился очередной Всемирный экономический форум. В последние годы он утратил былую славу экономической площадки №1, превратившись в гламурную тусовку глав корпораций и чиновников средней руки. Однако на этот раз форуму удалось вернуть имидж мероприятия, где серьезные и влиятельные люди говорят о проблемах мировой важности. Сожаление вызывает лишь то, что слово "говорят" является в данном случае ключевым. Как и во время антикризисной встречи "двадцатки" в Вашингтоне, никаких серьезных совместных решений в Давосе принято не было. Более того, в ходе форума не прозвучало ни одной свежей идеи по выработке противоядия от кризиса. Встреча отчетливо продемонстрировала царящую в мире растерянность и полное отсутствие предпосылок к принятию глобальных решений.

Немалую роль сыграло отсутствие на форуме первых лиц США, без которых конструктивный диалог о противодействии кризису можно считать бессмысленным. Возможно, тем самым американские власти дали понять собравшимся в швейцарской деревушке, что пока Европа и Азия обсуждают антикризисные меры, Америка предпринимает реальные шаги по их продвижению. Отсутствие в Давосе официальных американских представителей может говорить и о том, что, спасаясь от кризиса, США намерены рассчитывать только на собственные силы. При этом посткризисный мир, по их мнению, останется американоцентричным. Подтверждением этому являются последние американские заявления о сохранении триллионного дефицита федерального бюджета, финансировать который предлагается всему миру через покупку американских казначейских обязательств.

И все же Давосский форум нельзя считать мероприятием, участники которого собрались только для того, чтобы поделиться друг с другом своими страхами и опасениями. Ряд выступлений и заявлений его участников оказались весьма интересными. Прежде всего, речь идет о выступлении китайского премьера Вэнь Цзябао. Глава правительства КНР поведал собравшимся об антикризисных мерах, предпринимающихся в его стране. Особое внимание заслуживают действия по стимулированию внутреннего спроса в условиях снижения спроса внешнего. Судя по словам премьера, Китаю удалось добиться серьезных успехов в этом непростом деле. Подобный пример представляет особый интерес, учитывая крайне низкую базу потребления в КНР. Если китайский опыт окажется успешным, можно будет с уверенностью сказать, что хотя бы один алгоритм преодоления вызванных кризисом проблем наконец-то открыт. Сегодня Китай всеми силами пытается сохранить высокие темпы экономического роста, являющиеся залогом внутренней стабильности. Однако, обратившись к внутреннему рынку, КНР старается не забывать и об испытанном драйвере своего экономического могущества – экспорте. В связи с этим страна выступает за максимальное снятие таможенных барьеров на пути китайского экспорта в странах с широкими внутренними рынками. "Необходимо углублять торгово-экономическое сотрудничество, способствовать здоровому развитию многосторонней торговой структуры. Чем сильнее влияние кризиса, тем более активно следует проводить политику открытости и сотрудничества. Торговый протекционизм может не только усугубить кризис, но и продлить его", – заявил Вэнь Цзябао.

Борьба с торговым протекционизмом давно уже является одной из главных тем представительных международных форумов. В Давосе она была поддержана и российским представителем – премьер-министром Владимиром Путиным. Правда, при этом за кадром осталась нашумевшая история с ввозными пошлинами на иномарки, являющаяся классическим примером протекционизма, бороться с которым призывает российский премьер.

Вообще, выступление Владимира Путина на Давосском форуме стало своеобразным сюрпризом. Несмотря на явно благодатный повод, российский премьер не стал в свойственной ему манере увлекаться критикой Соединенных Штатов. Напротив, он лишь один раз напомнил о роли США в мировом кризисе, причем в связке с другим крупнейшим мировым игроком – Китаем. По словам Путина, ответственность за нынешнее положение дел в мировой экономике несут именно эти два государства, создавшие систему, "в которой один центр практически без ограничений и бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги". Это замечание является одной из наиболее точных и объективных характеристик ситуации в мире, приведшей к кризису. Указав на главных виновников кризиса, российский премьер, возможно, сам того не ведая, обозначил и два наиболее вероятных полюса нового посткризисного мира (строго в духе девиза форума – "Мир после кризиса"). Дело в том, что, судя по последним событиям, только эти государства смогли предпринять более-менее эффективные действия по противодействию кризису, что открывает перед ними хорошие шансы.

В целом же Давосский форум не произвел впечатления события, способного повлиять на судьбы мира. Скорее, он явился еще одним свидетельством того, что выход из глобального кризиса станет индивидуальным делом для каждой страны.

Выбор читателей