США "разоружают" Россию, чтобы расплатиться с Китаем

Америка ставит Россию перед необходимостью выбора между "разоружением" и войной на два фронта, демонстрируя эксклюзивные отношения с Китаем, и одновременно намекает Пекину, что пора определяться




Повестка дня прошедшей в Мюнхене 45-й Международной конференции по безопасности не отличалась оригинальностью: вопросы разоружения, иранское "атомное досье", ближневосточный конфликт, ситуация в Афганистане. Россию, в первую очередь, интересовали подвижки по вопросам общеевропейской безопасности и "размораживание" сотрудничества с НАТО, приостановленного после августовских событий на Кавказе.

Определенные основания рассчитывать на это были: в последнее время европейские лидеры много говорят о важности сотрудничества с Москвой в сфере безопасности. За несколько дней до конференции канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози опубликовали в газете Le Mond совместную статью, в которой проводилась мысль о необходимости диалога с Москвой в контексте не только европейской, но и евроатлантической безопасности.

Та же идея была вскользь озвучена канцлером ФРГ и в ее выступлении на конференции, однако ничего конкретного сказано не было. Некоторые подвижки произошли в диалоге Россия – НАТО: договорились о возобновлении работы Совета. Но характер этих отношений давно уже описывается фразой из старого советского анекдота: "Они делают вид, что идут на сближение, мы делаем вид, что верим этому", и действительно серьезных прорывов на этом направлении ожидать не приходится.

Главной темой мюнхенских встреч стало прояснение отношений между Европой и новой американской администрацией. Судя по замечаниям экспертов, именно "усталостью" от политики Буша объясняется некоторый крен Европы в сторону России. Но пока не похоже, что речь идет о готовности действительно пересмотреть или расширить приоритеты. Скорее, от России ждут ревизии ее внешнеполитического курса, и эти настроения чувствовались в Мюнхене, где многие отметили недостаточную представительность российской делегации и достаточно невнятное выступление возглавлявшего ее первого вице-премьера Сергея Иванова на заседании по безопасности.

Иванов был единственным докладчиком с российской стороны, и в результате заседание по России, где обсуждались вопросы энергетики, отношения Москвы и НАТО, ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии, проходило без ее активного участия. По словам председателя думского комитета по международным делам Константина Косачева, это произошло по вине организаторов конференции. Еще в декабре из Москвы на имя руководителя оргкомитета Вольфганга Ишингера была направлена официальная информация о теме выступления Сергея Иванова. Организаторы форума попытались навязать ему другую тему, но он настоял на своем, и в результате никому из членов российской делегации не дали выступить по теме "Россия".

Господин Ишингер, разумеется, извинился за "недоразумение", однако этот эпизод говорит о действительном отношении к Москве гораздо больше, нежели слова о "новом импульсе в отношениях с Россией", прозвучавшие на открытии конференции. Да и сказаны они были в связи с приходом к власти Барака Обамы, который как раз накануне конференции предложил Москве начать переговоры о 80%-м сокращении ядерных вооружений. В Мюнхене тему развил вице-президент Джон Байден, заявивший о намерении Вашингтона "нажать кнопку перезапуска" в отношениях с Россией.

Это заявление и двусторонние переговоры Байдена с Ивановым стали, пожалуй, главной сенсацией Мюнхена-2009. Американские эксперты и СМИ заговорили о "новой разрядке". В том же духе высказались и многие российские комментаторы, обеспокоенные тем, что срок действия договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1), подписанного Борисом Ельциным и Джорджем Бушем в 1991 г., истекает в декабре этого года.

Впрочем, на этот счет есть целый спектр совсем других мнений. Специалисты по российско-американским отношениям напоминают, что вся стратегия США с конца 1980-х гг. была направлена на уничтожение ядерного потенциала России. Военные считают предложение Обамы неприемлемым, поскольку столь масштабное сокращение на фоне активного развития американской ПРО практически ликвидирует ядерный паритет. Кроме того, опыт прошлых этапов разоружения свидетельствует о том, что США не уничтожают, а складируют свои арсеналы.

Если же посмотреть на этот сюжет в контексте текущей политики, создается впечатление, что предложенной Обамой "разрядке" отводится роль той единственной "перемены", которую он может сегодня предъявить американцам. Как заметил на днях один американский эксперт, президенту уже пора сделать что-то впечатляющее, но из-за кризиса и конфронтации с республиканцами у него нет возможности совершить прорыв во внутриполитических делах. Вот и пришлось обратиться к внешней политике, а идею начать "разоружение" президенту США подсказали советники, продвигающие проект глобального союза с Китаем (G2).

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в декабре посетил Москву и на встрече с Дмитрием Медведевым презентовал предложение Обамы о сокращении ядерных арсеналов. А потом, в начале января, отправился в Пекин, где отмечалось 30-летие установления дипломатических отношений с США, и вместе с еще одним бывшим госсекретарем, Збигневом Бжезинским, занялся пиаром G2.

Когда-то Бжезинский назвал поле мировой политики "великой шахматной доской", на которой помимо глобальной борьбы за победу ведутся и позиционные бои за отдельные фигуры. Сегодня это очень хорошо видно на примере четырехугольника США – Европа – Россия – Китай. Поставив посередине доски две фигуры – "разрядка" и G2, – Вашингтон бьет сразу по многим полям. Осложняет контакты между Москвой и Пекином, блокируя игру против G2. Ставит Россию перед необходимостью выбора между "разоружением" и войной на два фронта, демонстрируя эксклюзивные отношения с Китаем, и одновременно намекает Пекину, что пора определяться.

Сокращение ядерного арсенала делает Россию практически беззащитной перед Китаем, имеющим на вооружении ракеты малой и средней дальности, которых вполне достаточно для того, чтобы "умиротворить" Россию или просто оказывать на нее давление. Это прекрасно понимают в Москве, и не исключено, что именно поэтому столь малочисленной и непредставительной, – ни президента, ни премьера, ни главы МИД – была делегация России на Мюнхенской конференции, Сергей Иванов столь скептически отреагировал на предложения Байдена, а Дмитрий Медведев все последнюю неделю плотно занимался консолидацией оставшихся союзников.

Выбор читателей